В начале сентября Кабмин уволил почти всех заместителей министра обороны на фоне недавней замены самого министра: вместо Алексея Резникова оборонное ведомство возглавил Рустем Умеров. Как только стало понятно, что в министерстве будет новая команда, в СМИ начали появляться прогнозы относительно того, кто же станет заместителями новоназначенного главы Минобороны.
Имя одной из претенденток звучит особенно часто. Волонтер и предпринимательница Дана Яровая стала ключевой фигурой во время кампании по «разоблачению коррупции» в Минобороны в период руководства Алексея Резникова. Активно убеждая общество в наличии в госучреждении коррупционных схем, она в марте этого года вошла в состав общественного Антикоррупционного совета при министерстве. Там Яровая продолжила увеличивать влияние и, в конце концов, Резникова уволили именно на созданном фоне коррупции.
Теперь Яровая — одна из фаворитов на должность заместителя министра обороны по вопросам тылового обеспечения и государственных закупок. Это крайне ответственная должность, а значит стоит подробнее изучить кандидатов, которые ее могут занять. А изучать в случае Яровой есть что: за популистскими заявлениями и образом антикоррупционерки, кажется, скрыты интересы стороны, заинтересованной в усилении влияния на Минобороны.
Становление антикоррупционера
Большую часть жизни Дана Яровая не имела никакого отношения к коррупционным расследованиям и опыта в области оборонных закупок. Фактически она относительно недавно открыла в себе «дар» антикоррупционного расследователя — как раз в период, когда начались первые разговоры о возможном увольнении Резникова.
И действительно, именно публикации Яровой во множестве изданий, похоже, сыграли свою роль в убеждении Офиса президента и общественности в коррупции в Минобороны и, несмотря на видимое отсутствие прямых доказательств против тогдашнего министра, все же повлекли его отставку.
Подробную биографию Яровой найти трудно. Известно, что она родилась в Буче, а дата рождения в ее официальной автобиографии на сайте Минобороны скрыта.
Там также указано, что она училась в Университете Государственной фискальной службы Украины в 1995-2000 годах на специальности «банковское право», и в 2002-2005-х — на специальности «государственные финансы».
В течение 2000-х она работала в ряде банков и финансовых учреждений, а в 2010 году основала собственное производство одежды «Даная». С 2016 года она занимает должность директора компаний «Веселка Украины» и «ДТРЕЙД».
Наличие собственного бизнеса должно было бы быть серьезной преградой к получению ключевой государственной должности, связанной с закупками на миллиарды гривен. Сомневаться в добропорядочности Яровой, возможно, есть основания. Они, как кажется, наглядно иллюстрирует ее «звездный час» в Антикоррупционном совете МО.
Теневой совет
Антикоррупционный совет был создан в ответ на резонансные скандалы, связанные с закупкой продуктов питания по якобы завышенным ценам, которые начались с истории о «яйцах по 17 гривен». Несмотря на отсутствие реальных доказательств существования таких закупок, возмущенная общественность требовала конкретных решений.
Одним из таких решений и стало создание Антикорсовета, в рамках которого были созданы три комиссии: одна отвечала за вопросы закупок и снабжения, другая занималась мониторингом законодательства и процессов нормотворчества, а третья отвечала за коммуникации, кадровую работу и экспертные обсуждения.
Основная проблема заключалась не в структуре Совета, а в том, каким образом его члены толковали цели и задачи этих комиссий. Например, комиссия по мониторингу законодательства и нормотворческой деятельности «разрабатывала рекомендации, предложения и проекты нормативно-правовых актов». Иными словами, члены общественного Совета, не имея соответствующего образования и опыта, выносили проекты законов. Более того, они не только их создавали, но и имели немалое влияние на принятие этих нормативных актов. При этом ни в одном законе или ином документе не предусматривалась ответственность за действия членов Совета, и за любой «фейл» отвечать будут исключительно те, кто под давлением Совета подписывал документы.
Таким не до конца определенным статусом Совета, видимо, пользовалась и Яровая, которая является членом собственно Антикоррупционного совета и членом Комиссии Антикорсовета по вопросам закупок. Соответственно, это, как кажется, является конфликтом интересов, ведь она одновременно занимает позицию общественного контроля и фактически исполнительного органа. Кроме этого, как и другие члены Совета, Яровая не несет ни административной, ни уголовной ответственности за свои решения.
Источники одного из изданий рассказали, что члены Антикоррупционного совета якобы откровенно вмешиваются в написание условий государственных конкурсов. Им якобы поступают указания, как изменить условия конкурса под конкретную компанию, а Совет сразу же указывает людям в Минобороны, что они должны сделать для этого. Чиновники министерства, в свою очередь, настолько боятся публичного скандала, что поддаются давлению.
Магия чисел
Подобную деятельность Яровая и ее коллеги, наверное, прячут под громкими заявлениями о «5,5 млрд грн, сэкономленных государством» в результате работы Антисовета. Такая экономия, возможно, объясняется простой манипуляцией во время процедур определения стартовой цены на государственных конкурсах.
Процедура предусматривает, что учреждение, объявившее конкурс, определяет стартовую цену, которая является средней по рынку. Организатор конкурса фактически устанавливает среднее значение на основе запросов к нескольким участникам рынка относительно того, за сколько они готовы продать товар государству. В то же время участникам рынка ничто не мешает называть любые цены.
Проблема в том, что общественности не рассказывают, что со стартовой ценой, вычисленной таким образом, государство не обязательно будет экономить — даже при условии того, что на бумаге и в отчетах Антикоррупционного совета будет написано, как по итогам торгов цена на товар оказалась меньше на десятки процентов.
Именно в навыках членов Антикорсовета влиять на ход государственных аукционов, наверное, и заключается причина активного «продвижения» Яровой на высокую должность. Время познакомиться с тем, кто, наверное, больше всего выиграет от такого назначения — бизнесменом, чиновником и экс-нардепом Сергеем Пашинским.
Оружейный барон
На днях Яровая оригинально отреагировала на появление в СМИ сообщений о ее назначении в Минобороны и связи с Пашинским.
«Все написанное до последней запятой правда», — сказала она.
Ироническое высказывание, конечно же, не отменяет истины, которая заключается в том, что Яровая, похоже, действительно выступает в министерстве в качестве якобы агента влияния скандально известного экс-заместителя секретаря СНБО, который отличился широким спектром коммерческих интересов в теме «оборонки», а также длинным коррупционным шлейфом.
На сегодняшний день компании, связанные с Пашинским, обеспечивают почти 40% поставок бронетехники и другого военного оборудования за средства государственного бюджета. Ключевую роль в этом играет компания «Украинская бронетехника», которая оказалась в центре внимания журналистов The New York Times, обнародовавших в августе свое расследование о роли Пашинского в обеспечении армии.
Пашинский, видимо, помогает Украине не из патриотических соображений. Согласно данным СМИ, только одна его фирма-поставщик, вышеупомянутая «Украинская бронетехника», по итогам прошлого года получила прибыль в более чем $350 млн. Но экс-депутату, который был подозреваемым в коррупционных делах, похоже, этого оказалось мало.
Предприниматель еще в 2015 году якобы давил на департамент государственных закупок с требованием покупать топливо у выбранного им поставщика, а не по самой низкой цене. И сейчас Пашинский, кажется, имеет крепкое влияние на Министерство обороны и зарабатывает на нем не только за счет поставок военного оборудования, но также через контроль над компаниями, поставляющими продукты питания для армии.
На защите неблагонадежных поставщиков
В июне Минобороны провело 22 аукциона на поставку продуктов питания для Вооруженных Сил Украины на второе полугодие 2023 года. В восьми из них контракты на общую сумму 7,21 миллиарда гривен получила компания ООО «АТОМСЕРВИС», которая, кажется, находится под непосредственным контролем братьев Дмитрия и Леонида Крючковых. Журналисты указывают на якобы тесное сотрудничество этих братьев с Пашинским, который благодаря своим влиятельным связям в МО якобы помогает им выигрывать конкурсы.
Расследование журналистов также якобы раскрыло другое интересное лицо в компании ООО «АТОМСЕРВИС» — одесского предпринимателя Олега Атаянца, который якобы сейчас проживает в Соединенных Штатах и якобы имел бизнес-связи с «авторитетом» Юрой Енакиевским. Фирмы, с которыми сотрудничает Олег Атаянец и его партнеры, возможно, могут быть связаны с уклонением от уплаты налогов на сумму 400 миллионов гривен, что сейчас расследуется сотрудниками Бюро экономической безопасности.
Несмотря на все эти предполагаемые факты и предупреждения, что «АТОМСЕРВИС», возможно, является неблагонадежной компанией, Яровая публично выступала в защиту интересов фирмы.
Пашинский, кажется, имеет давние связи и с производителем оружия КБ «Луч», а в марте 2022 года его сына Антона назначили заместителем гендиректора этого предприятия. Дана Яровая на обвинения в лоббизме отвечала, что ее действительно можно назвать лоббисткой КБ «Луч», ведь она «лоббирует интересы любых украинских производителей оружия». Как видим, это не совсем правда — ведь, похоже, по интересному совпадению чаще всего она выступает на стороне компаний, связанных именно с Пашинским.
Риск монополии
«Ничего не могу сказать, но держите сегодня кулачки», — такое сообщение появилось на странице Яровой в Facebook 20 сентября, что, скорее всего, свидетельствует о большом желании члена Антикорсовета все же получить высокую должность.
И пока подписчики Яровой «держат кулачки», Сергей Пашинский, наверное, работает над воплощением этого назначения в жизнь. В то же время уже можно прогнозировать, к каким изменениям может привести получение ею должности.
Структуры Пашинского, вероятно, окончательно «закрепятся» на финансовых потоках Минобороны, возможно, сформировав коррупционную монополию по поставкам продуктов для ВСУ. Это также станет плохой новостью для ключевого Агентства по оборонным закупкам, ведь Пашинский якобы играет на реорганизацию этого учреждения.
При этом любые обвинения в коррупции Яровой будет легко отвергнуть — в конце концов, какая коррупция там, где руководит антикоррупционер? Ждать тщательного контроля со стороны Антикоррупционного совета, видимо, не стоит: наверное, вряд ли члены Совета будут старательно и беспристрастно контролировать работу бывшей коллеги. Следовательно, в случае назначения Яровой состав Антикорсовета должен быть полностью обновлен — или же министерство, возможно, ждет создание беспрецедентной схемы заработка на закупках, которую, предположительно, будут «покрывать» те, кто создания таких схем должен был не допускать.