За религиозной ситуацией в Украине и конфликтом вокруг Украинской православной церкви активно следят едва ли не во всем мире. Эта тема стала настолько резонансной, что, порой, перекрывает военные события на линии фронта. И это неудивительно: украинское общество по своей сути является глубоко религиозным. Для многих украинцев УПЦ в столько сложное военное время оставалась единственным оплотом веры и надежды — теперь же их лишают самого ценного.
Итак, решение национального заповедника «Киево-Печерская лавра», подчиняющегося Минкультуры Украины, о расторжении договора аренды со стороны УПЦ и выселении монахов УПЦ стало настоящим громом среди ясного неба. Да, попытки ограничения работы УПЦ начались задолго до этого решения. Тем не менее, именно данное постановление стало катализатором расторжения договоров аренды храмов с УПЦ и переходом религиозных общин под ПЦУ, а также запретом УПЦ в ряде регионов страны. Безусловно, со стороны руководства УПЦ данное решение встретило неприятие и даже сопротивление, несмотря на их «добровольно-принудительный уход» из лавры.
Ситуация усугубилась протестами прихожан УПЦ. Причем самые яркие протесты произошли там, где никто этого не ожидал — на Западной Украине. Верующие, для которых с Украинской православной церковью ассоциировались всевозможные святыни, в один момент превратились в преследуемых. У них стали отбирать не только храмы, но и возможность молиться.
Состояние верующих в Украине достигло критического уровня. В обществе наметился серьезный религиозный раскол. Офис президента, на наш вгляд, должен максимально сплотить общество в условиях военного времени. Но, к сожалению, пока оно разрознено.
В конфликте власти с УПЦ, похоже, прослеживается попытка сместить акценты с политических вопросов, которые остро назрели в условиях военного времени. К примеру, вскрывшиеся факты коррупции в Минобороны посеяли по отношению отдельным представителям к власти негатив в обществе, которое, порой, жертвует последние деньги на помощь ВСУ. Более того, политическая повестка обострилась после ряда нелицеприятных публикаций в авторитетной западной прессе.
Насколько в Офисе президента сделали «правильную ставку» на борьбу с УПЦ, еще предстоит увидеть. Тем не менее, стоит понимать, что осквернение православных церквей и святынь может стать поводом к анафеме многих чиновников. К сожалению, после таких действий пропасть между властью и большой (православной) частью народа может стать еще глобальнее. В условиях военного времени такая тенденция просто губительна.
На наш взгляд, в данной ситуации власти, напротив, необходимо способствовать максимальной реализации прав верующих и конфессий. Дискриминировать значительную часть общества по конфессиональному признаку неприемлемо. Особенно учитывая тот факт, что руководство УПЦ официально осудило действия России после начала полномасштабной военной операции в Украине. Украинская православная церковь не имеет уже никакого отношения к Русской православной церкви. Более того, УПЦ реально встала на защиту Украины и помогает украинцам с достоинством пережить нелегкие для них времена.