Главное: После чистой молитвы к Господу, максимально деликатно, со смирением и тактом можно спросить ближнего, не требуется ли ему наша помощь.
Детали: Как сообщает Центр информации Украинской Православной Церкви со ссылкой на сайт «Православная жизнь», об этом сказал управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
«Это вопрос не из простых. И сейчас не говорим о его технической стороне. Важно понять, что именно нами движет, когда мы хотим помочь ближнему. Потому что если быть до конца честным, то может оказаться, что помогаем ближним отнюдь не из стремления соблюсти заповеди, но даже и в этом случае мотивация может быть не самая лучшая», — сказал митрополит Антоний.
Владыка обратил внимание, что когда верующий совершает то или иное благое дело не из любви к Богу и ближнему, а из банального страха перед загробной участью, явление не столь и редкое.
«И данное побуждение не самое плохое, ведь одним фактом творения благих дел можем делать душу благороднее, когда низменный страх наказания преображается в возвышенный страх Божий — в боязнь оскорбить Творца своей неблагодарностью», — добавил он.
Архиерей считает, что самое дурное желание кому-либо помочь зиждется на гордыне. «На самонадеянной, самоуверенной и слепой установке: Я лучше знаю, что именно необходимо моему ближнему. Даже лучше, чем он сам. И моя «священная обязанность» ему это рассказать. Примеров такой высокомерной и нелепой "помощи"в своей жизни видим очень и очень много. Любоначалие, страсть поучать всех и каждого, выставление себя самозванным и самопровозглашенным экспертом во всех областях. Разумеется, здесь нет никаких истинно благих побуждений. Источник подобного стремления именно гордыня ‒ тяжелое, унизительное, душное для ближних чувство собственной важности и исключительности«, — пояснил иерарх УПЦ.
«Такому „помощнику“ даже в голову не приходит мысль, что в его „важных“ советах вообще могут не нуждаться. Ну и, без всякого сомнения, помощь от таких людей на практике оказывается бестолковой и обременительной. Так же, как это весьма часто бывает, самопровозглашенный помощник не может навести порядок в своей собственной жизни. Отсюда все эти странные „врачеватели“, не могущие справиться с собственными болезнями, сомнительные „психотерапевты“, у которых рушится их собственная семейная жизнь, фальшивые проповедники благочестия, подверженные самым низким страстям и грехам», — продолжил он.
Митрополит отметил, что со стороны навязчивое желание «помогать» ближнему от таких духовно (а порой и душевно) нездоровых «спасителей» выглядит для окружающих совершенно нелепо. «Но только для окружающих, а не для самого „помощника“-самозванца. Эта духовная слепота, это безумие связаны только с тем, что творимое ими „благо“ делается без Бога. А там, где нет Бога, не может быть блага», — добавил владыка.
«Давайте посмотрим откровенно на себя, быть может, и у нас возникают такие вот приступы самовольного „спасения“ окружающих? Чтобы их не случалось, чтобы истово, праведно и по-настоящему помогать ближнему, нужно для начала смириться. Начать с самого себя ‒ просто посмотреть честно внутрь собственной души и задуматься: а не нуждаюсь ли я сам в помощи? И только после чистой молитвы к Господу, единому истинному Подателю всех благ, максимально деликатно, со смирением и тактом можно спросить ближнего, не требуется ли ему наша помощь. Только тогда в меру собственных сил попытаемся помочь другому человеку. И Господь благословит наше намерение», — подытожил митрополит Антоний.