Несколько месяцев назад Netflix предложил сотрудничество Украинской киноакадемии и House of Europe по программе от ЕС, поддерживающей грантами креативные индустрии. В результате возникли две конкурсные программы для Украины: одна на $720 000 (создание сценариев и онлайн-сессии с международными кинопрофессионалами), другая на €100 000 (стипендии и обучение). Без сомнения, это очень громкое событие для рынка Украины, о котором многие написали. И вот 15 сентября объявили результаты конкурса и многие деятели украинского кино... мягко говоря офигели.
«Читаем фамилии победителей и членов комиссии и возникает дежавю. Члены комиссии, которые должны быть независимыми и объективно оценивать проекты, в действительности продвигают свои проекты. Некоторые даже парочку для себя оттяпали, одному члену жюри сразу 30 000 долларов, чтобы точно хватило... Члены жюри присвоили 105 000 долларов», — пишет издание UkrPress.
Кроме того, как отмечает то же издание, «кто знает продюсеров, понимает, что там есть по несколько продюсеров, фактически работающих в одной компании. Да, наплодить ФОПов или юридические названия можно — и правила не нарушил, не одна же компания по документам приняла деньги. Но сколько название не меняй, начинка остается одной и той же. Кроме того, как проходил отбор, по каким критериям оценивали? Кто вообще подал проекты? Остается загадкой. Поэтому можно сказать, что 720 тысяч долларов раздерибанили в лучших национальных традициях».
И, как далее пишет UkrPress, организаторы (Украинская киноакадемия) не забыли при этом сделать приписочку: «Отметим, что Netflix не имеет доступа и не участвовал в какой-либо оценке материалов, представленных к участию в Программе, и не принимает на себя никаких обязательств по проектам, участвующим в Программе». В общем, Netflix деньги дал, а в клоунаде не участвовал, резюмирует издание.
А теперь давайте почитаем, как комментируют результаты этого, так сказать, «конкурса» деятели сферы кино:
Марина Димшиц, монтажер, режиссер сценарист:
«Что я могу сказать? Разочарована, очень. Как был совок и кумовство, так и остался. Добавить нечего. Но пусть будет огласка».
Александра Смилянская, сценарист:
«Меня, например, вообще не удивили результаты распределения «грантов Нетфликса». Я еще на этапе подачи говорила продюсеру, что мы занимаемся бессмысленной фигней, а коллеге — что будет очень забавно посмотреть, как вроде бы успешные люди практически в прямом эфире продадут свою репутацию за 15 штук. За 15, Карл. До мышей, в общем.
Меня удивило другое. Ладно, кому я вру — не удивило. Почти уничтожило. Восемь лет жизни я потратила на разработку темы. Исторической. В какой-то момент на копродакшн пришли иностранцы, и я работала с лауреатом Эмми, который мужественно терпел мой английский. Потом проект тихонько слили, но выкупили права на наработки за все деньги мира (поэтому я могу не продавать свою репутацию, хехе).
Но тут такое дело — когда ты беременный, ты не можешь не рожать. Поэтому полтора года спустя мы с соавтором Галочкой сжали зубы, выбросили все наработанное и начали с начала, под другим углом и с другой идеей.
А потом зачем-то отправили на УКФ (или держкино, одна редька) в 2019-м году. Мы не выиграли, но продюсер очень возбудился, потому что у него нарисовался копродакшн с латышами, у которых как раз завалялись необходимые декорации той эпохи и все такое. Впоследствии все опять слилось, но нам, если совсем честно, было пофиг. Мы даже радовались — появилось достаточно времени, чтобы продумать каждый кадр, каждую интонацию, каждый поворот головы. А не как обычно — дедлайн вчера, напишите до обеда четыре серии и поэпизодники еще пяти.
Мы не просто любили этот проект. Мы туда корнями проросли. Восемь лет мы тратили на эту историю каждую свободную минуту.
И вот я вижу, что проект с таким названием получает грант от Нетфликса. Правда, с другим сценаристом. Зато — с тем же (опосредованно) продюсером, с которым мы подавались в 2019-м.
Формально — все чисто, сценарий не мой. Полагаю, сценаристам просто сказали: «пацаны, есть жирная тема, вперед».
Реально — корни и восемь лет жизни на помойку. Потому что в одной Украине не снимут два разных сериала про Ингигерду.
Когда я вчера смогла встать, то подумала, что это, похоже, последняя капля. За 23 года много чего было, но это меня доломало. В мире еще дофига интересных профессий — я погуглила«.
«Украинская киноакадемия считает, что жюри имеет право побеждать в конкурсе, который сами и оценивают»
Комментарии под постом на странице организаторов конкурса
Александр Мирошниченко, режиссер:
«А вот не знаю, как реагировать. С одной стороны, в списке победителей есть достойные проекты достойных художников, а с другой очень много вопросов к принципам отбора. И я сейчас не о творчестве, а о том конфликте интересов, о котором собственно все и пишут»
Оксана Сигарева, продюсер:
«Если члены жюри получают награды, то это тогда не конкурс, есть другое слово для этого. Доверия ноль. Как это возможно?»
Макс Миклин, режиссер:
«Интересно, знает ли Нетфликс, что некоторые из членов жюри находятся в списке победителей...»
Татьяна Станиева, продюсер:
«Главное знала, что так будет, и надеялась, что в этот раз будет иначе. Подозрительно выглядело все с самого начала — подал заявку — нет подтверждений, ничего, страница просто исчезает. Ну и результат очевиден, и был известен еще до начала приема заявок — проведение конкурса без конкурса — имитация выбора и прозрачности для отчетности Netflix. Как я уже устала от этого!»
Кая Зарицкая:
«Отматывайте назад, ребята, потому что пока докатится до наблюдательного совета грантов Нетфликс — здесь уже все в этой истории станет неконтролируемым и мерзким, бросите глупую тень на всю креативную индустрию в глазах американцев и европейцев»
Богдан Матвиенко, деятель кино:
«Непонятно почему некоторые сценаристы-продюсеры набрали по несколько грантов, еще и из команды жюри, очередная коррупционная схема?»
Комментарии на ФБ-странице Kinispilka
Голди Кноуп:
«Во-первых, сердечно поздравляю победителей грантов (кроме жюри)!!!
Во-вторых, уважаю каждого члена жюри как художника и талантливого профессионала! Уверена их проекты на 100% крутые и актуальные.
Не понимаю, зачем нужен был конкурс на 48 грантов, когда достаточно было бы публично распределить бюджет на написание содержательных сценариев и объявить „опен колл“ о поиске гораздо меньшего количества творческих команд?
А так, как киномастера, еще раз подчеркнули свое место и... показали свое место другим.
Какой-то сюр по Кафке.
Я недостаточно осведомлена в филигранях кино-гранто-творения, поэтому объясните мне, пожалуйста:
— как может быть, чтобы жюри выбрали победителями жюри?
— почему не слышно всех 717 голосов художников (это инфо с поста о количестве участников) по результатам?
P.S. Как написал один из участников конкурса: „Какое чудо: гранты выиграли члены жюри. А особенно старательные — даже по два. Что-то я никогда не видел и не слышал, чтобы конкурс „Мисс Вселенная“ выиграла жюри этого самого конкурса“ ©»
Татьяна Гузык:
«Позор... будем и дальше терпеть? О какой индустрии тогда говорить, если феодалы на всем место указывают? Я 4 года гранты писала в сильно международном институте, в котором выигрывали только проекты олигархических телеканалов. Конечно, эти каналы имеют огромную аудиторию, но при чем здесь тезисы тогда о предоставлении возможностей и т.д.»
Диана Будниченко, центр финансовых расследований:
«https://en.wikipedia.org/wiki/Foreign_Corrupt_Practices_Act — кому-то здесь следует объяснять, как этот „конкурс“ может подставить Нетфликсов?»
Виктория Ситниченко, сценарист:
«Хорошо было бы ознакомиться со сценариями победителей в открытом доступе. Это ведь не секрет, да? Мне как сценаристу, например, очень интересно их прочесть»
Татьяна Алексенко:
«Я думаю сам Netflix будет тоже удивлен, уже многие об этом написали, еще такого мир не видел. Может, стоит отменить гранд и направить деньги на помощь армии, говорят, там проблемы с теплой одеждой, больше толку будет»
Яна Дубинянская:
«Я сначала расстроилась, что не прошел наш проект. Потом — порадовалась за коллег, которые прошли. И только потом сравнила два списка (победителей и жюри) и очень неслабо офигела... Среди моих френдов несколько человек получили гранты, и они реально круты. Но это не отменяет того факта, что 7 грантов ушло членам жюри, которых всего-то 9. И честность присуждения остальных 41 тоже под большим вопросом — кинотусовка тесная»
Константин Разумнов:
«Уважаемые коллеги! Нас конечно не удивить подобными схемами, но идет война за нормальное современное государство, так что возможно этим мошенникам пора давать отпор? Какие у нас существуют механизмы, чтобы наказать подобное поведение? Хуже всего в этой ситуации даже не то, что они украли себе денег, хуже всего то, что они убивают у нас НАДЕЖДУ. Надежду на честность, справедливость, надежду на людей, надежду на систему в целом. История показала, что культурный фронт очень важен и нельзя больше спускать эти советско-решательные схемы в молчаливой тишине. Сколько стоит честь и совесть, и в какой валюте?»