Продолжаем цикл статей о вооружении КНДР. Первую часть «Ракетная программа Пхеньяна. Первые шаги» можнор прочитать по ссылке.
В 1963 — 1967 гг. КНДР получила от Советского Союза девять пусковых установок тактического ракетного комплекса «Луна», от 27 до 63 ракет 3Р10 (по западной классификации FROG-5), а также все необходимое оборудование. Твердотопливная неуправляемая ракета 3Р10 имела длину 10,73 м, стартовый вес 2,287-2,29 тонны, при этом максимальная дальность поражения целей составляла 32-32,5 км, а минимальная — до 10 км. СССР поставлял только осколочно-фугасную боевую часть массой 408 кг.
Первоначально FROG-5 были организованы в три батареи, которые дислоцировались около столицы и находились в составе артиллерийских частей.
FROG-5 в Северной Корее
Не имея возможности полноценной разработки ракеты «с нуля», северокорейцы приняли решение сделать ставку именно на «Луну», при этом Пхеньян хотел купить (достать) более современные 9М21Э Луна М (FROG-7B), обзавестись большим количеством пусковых установок FROG-5, а также начать собственное производство ракет 3Р10, попутно разработав другую боевую часть (в том числе и химическую).
Однако напрямую купить FROG-7B в СССР КНДР не могла из-за плохих отношений, поэтому можно было действовать через те страны, которые имели этот комплекс на вооружении. А таких стран было немного — Египет, Румыния и Сирия.
После резкого охлаждения египетско-советских отношений и в благодарность за помощь во время Октябрьской войны 1973 года президент Египта Анвар эль-Садат передал КНДР некоторое количество пусковых установок FROG-7B, ракеты, а также дал согласие на сотрудничество в области ракетостроения.
FROG-7В на параде
Таким образом в 1975 — 1976 гг. Пхеньян получил 6-8 пусковых установки, а также от 24 до 56 ракет 9М21Э «Луна-М». Кроме того, есть неподтвержденная информация о том, что была заключена и сделка с Сирией в этом направлении.
Полученная ракета была гораздо более совершенной чем 3Р10 — она могла поражать цели на расстоянии до 65 км, а также несла боевую часть массой 450 кг.
Сразу же по прибытии в КНДР из FROG-7B были организованы два дивизиона, которые снова-таки были подчинены артиллеристам.
Однако настоящим прорывом для северокорейцев стало получение из Египта в 1979 (или 1980) году нескольких ракет Р-17Э (SCUD B) и пусковых установок комплекса «Эльбрус». Именно эта ракета стала основой для ракетных войск КНДР. Практически сразу после получения начались активные работы по ре-инжинирингу и запуска в производство клона.
Параллельно с этими усилиями КНДР начала строить промышленную инфраструктуру, необходимую для развития программы создания отечественной баллистической ракеты. В рамках это был построен отдельный завод, перепрофилирован научно-исследовательский центр, построен испытательный полигон и т.д.
Hwasong 5 северокорейской армии
Северокорейская копия Р-17Э получила название Hwasong 5. Первый опытный образец появился уже к началу 1984 году. В апреле и сентябре 1984 года была проведена минимальная программа летных испытаний, в ходе которой были произведены три удачных и три неудачных запуска. При этом местного производства был только корпус и топливо, а двигатели и системы наведения взято с оригинальных Р-17Э. При этом в ходе реализации программы Hwasong 5 широко привлекались иранские специалисты.
В результате проб и ошибок Hwasong 5 стала первой баллистической ракетой северокорейского производства. При этом ее нельзя назвать полной копией Р-17Э, конструкторам удалось, например, достичь увеличения дальности поражения целей — с 280 км у советского образца до 320 км (вероятно были внесены изменения в двигатель 9Д21). При этом боевая часть осталась прежней — 1000 кг, однако в КНДР были разработаны собственные боеголовки, в том числе кассетные, химические, биологические и ядерные. При этом нельзя не сказать про то, что на первых порах использовалась система наведения советского производства, полученная от стран, где «Эльбрус» состоял на вооружении.
Считается, что мелкосерийное производство Hwasong 5 началось в 1985 г., а полномасштабное в 1986 году. При этом в первые годы таких ракет производили в среднем четыре-пять в месяц, а в 1987 — 1988 годах — 8-10. Производство было прекращено в 1989 году в пользу новой Hwasong 6.
Hwasong 5 на вооружении вьетнамской армии, 2020 г.
Примерно в 1985 году в составе Корейской Народной армии был организован первый ракетный полк, на вооружении которого были Hwasong 5.
Вероятно, этот полк первоначально дислоцировался возле Пхеньяна, а затем переброшен на юг — в район Чихари (юго-юго-восточнее Пхеньяна и примерно в 50 км северу от Демилитаризованной зоны. В 2006 году в арсенале КНДР, как полагают, имелось, по меньшей мере 400 пусковых установок Hwasong 5.
Иранский Shehab 1
Первым зарубежным получателем Hwasong 5 стал Иран. В июне 1987 года Иран и КНДР заключили соглашение поставках оружия на сумму $500 миллионов, которое включало закупку 90-100 ракет Hwasong 5 и помощь Пхеньяна по постройке в Иране завода по сборке этих ракет.
Предположительно поставки начались в июле 1987 г. и продолжались до начала февраля 1988 года. В Иране эти ракеты известны как Shehab 1. И именно они сыграли значительную роль в ходе так называемой «Второй войны городов» в 1988 году. Тогда за 52 дня иранцы выпустили примерно 77 ракет производства КНДР по иракским городам. Большинство ракетных ударов (61) было направлено против Багдада, а остальные были нацелены на Мосул (девять), Киркук (пять), Тикрит (один) и Кувейт (один).
Пусковая установка Hwasong 5 на базе MAN KAT-1, предположительно ОАЭ
В 1989 году КНДР заключила сделку по продажу оружия Объединенным Арабскими Эмиратам (ОАЭ). Сделка на $160 миллионов включала 25 ракет Hwasong 5, самоходные артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня и боеприпасы. Однако военные ОАЭ были недовольны качеством Hwasong 5 и они никогда не были приняты на вооружение. Помещенные на хранение через какое-то время они были утилизированы.
Считается, что помимо Ирана и ОАЭ, Северная Корея подавала Hwasong 5 Республике Конго, Кубе, Эфиопии, Египту, Ираку, Ливии, Мьянме, Сирии, Вьетнаму и Йемену.