Беспилотные летательные аппараты занимают все большее место в системе вооружений многих стран. Учитывая темпы развития технологий и цены на них, позволить себе дроны (в том числе и ударные) уже может достаточно большое число государств.
И яркий пример — Эфиопия, которая не только имеет на вооружении целую линейку аппаратов производства сразу трёх стран (причем это уникальный случай, когда израильские и иранские аппараты воюют в одном строю), но и сама пробует себя в беспилотном авиастроении (правда, не очень удачно, но все же).
С самого начала «беспилотной эры» в авиации в 1990-е годы Эфиопия, как и многие другие африканские государства, сделала свой выбор в пользу израильских производителей, которые тогда были лучшими и ведущими на рынке.
Точное время появления БПЛА в Эфиопии определить невозможно, так как беспилотники, в отличие от пилотируемой авиации, на фото и видео появляются нечасто. Вероятно, первыми в 2011 году были куплены мини-БПЛА WanderB от BlueBird Aerosystems. Причем в разведывательном варианте они известны как MDAV-1, и их крупноузловая сборка была налажена непосредственно в стране.
Другим израильским аппаратом является Aerostar Tactical UAS, который «засветился» всего пару раз — в цехах Dejen Aviation Engineering Industry и на авиабазе Бишофту в 2020 году.
Израильский Aerostar Tactical UAS в Эфиопии
Однако израильтяне, по всей видимости, отказываются поставлять в страну ударные БПЛА, что на фоне внезапной вспышки гражданской войны с мятежным регионом Тиграй было недопустимым. Потому как именно наличие ударных возможностей у беспилотной авиации ныне является одним из условий успешного ведения боевых действий. В попытке получить такое «вундерваффе» Эфиопия нашла неожиданного союзника — Иран.
Летом 2021 года появились сообщения (а затем фото и видео), что Эфиопия заключила контракт на поставку партии ударных БПЛА Mohajer-6. И это при том, что страна получает израильское вооружение и пользуется услугами израильских инструкторов для подготовки вооруженных сил.
Тем не менее 1 августа дроны прибыли в аэропорт Семара на северо-востоке Эфиопии, который уже через два дня посетил премьер-министр Абий Ахмед Али. Именно после репортажей СМИ стало понятно, что поставлены как минимум два БПЛА и пункт управления. При этом совершенно неясно, это вся партия или же остальные полученные аппараты распределены по нескольким другим авиабазам.
Mohajer-6
Собственно, БПЛА Mohajer-6 является одним из самых современных в серии Mohajer. Впервые представлен в 2017 году, а запущен в серийное производство уже в следующем году. Поступает на вооружение всех силовых ведомств Ирана, включая Стражей исламской революции, а также поставляется в Ирак.
Производитель заявляет о дальности действия аппарата в 200 км и полезной нагрузке до 40 кг боеприпасов, которые состоят из двух-четырех корректируемых снарядов и бомб Ghaem-1, 5 или 9 соответственно.
Может находиться в воздухе 12 часов, а максимальная высота полета составляет 5500 метров, скорость — 200 км/ч. Для обнаружения целей и разведки Mohajer-6 использует оптико-электронный комплекс иранского производства EOAS-I-18A. Стоит сказать, что ближайшим конкурентом Mohajer-6 в этом классе является турецкий Bayraktar TB2.
Как отмечают военные специалисты, иранский аппарат чисто теоретически уязвим для наземного огня, а качество его авионики (прежде всего оптико- электронного комплекса) оставляет желать лучшего. Причем Mohajer-6 не имеет никакого боевого опыта применения, что в целом может отрицательно сказаться на его боевой эффективности. При этом неизвестно, сколько именно аппаратов поставлено и достаточно ли для того, чтобы переломить ход боевых действий.
В дополнение к БПЛА израильского и иранского производства есть также небольшое количество аппаратов китайского производства.
Однако это коммерческие модели, используемые для широкого спектра военных и гражданских задач.
Обучение группы операторов БПЛА в Китае, 2018 г.
Прежде всего они эксплуатируются в Федеральной полиции Эфиопии. Интересно, что в конце 2018 года группа сотрудников полиции Эфиопии прошла курс обучения пилотированию беспилотников, организованный Министерством общественной безопасности Китая в авиационной школе в Пекине.
С началом войны с регионом Тиграй из-за отсутствия более подходящих типов беспилотных летательных аппаратов несколько беспилотников в ноябре 2020 года были переданы ВВС Эфиопии. Интересно, что из этого сделали пропагандистское шоу для внутренней аудитории, в ходе которого китайские коммерческие аппараты были представлены как аппараты собственной разработки.
Передача БПЛА китайского производства из полиции в армию
Тут стоит сказать о собственной амбициозной программе по созданию БПЛА средней высоты и большой продолжительности действия (по западной классификации — MALE) Negash. Она была запущена примерно в 2010 году Dejen Aviation Engineering Industry (DAVI) в сотрудничестве с турецкой компанией «Milyaz», и информации по ней очень мало.
На нескольких имеющихся фотографиях виден аппарат, чем-то напоминающий по дизайну российский БПЛА «Орион» (и это за 10 лет до его появления). В носовой части установлен оптико-электронный комплекс неизвестного происхождения, передняя опора шасси кажется убираемой, как и в случае с Bayraktar TB2.
Аппарат проекта Negash
Точно также непонятно, проектировался он как разведывательный или сразу как ударно-разведывательный, и неизвестны никакие расчетные характеристики.
Как бы там ни было, но проект, что называется, «не взлетел». И ныне у DAVI есть несколько проектов, которые больше напоминают поделки гаражного кружка моделистов.
БПЛА от DAVI
Однако турецкий след еще может всплыть в Эфиопии. Так, в августе 2021 года премьер-министр Абий Ахмед Али летал в Турцию, где, возможно, у него были переговоры по вопросу покупки Bayraktar TB2, который ныне является экспортным хитом благодаря быстрой доступности и привлекательной цене.