Так уж сложилось в последние десятилетия, что главной скрепой путинской стабильности является победа в Великой Отечественной войне. А поскольку правит страной не только Путин, но и рынок, то невидимая рука последнего неизменно достаёт из широких штанин очередное киноподелие к празднику. При этом рынок (как ему и, собственно, положено) руководствуется при этом только одним – прибылью.
Специфика путинской системы заключается в том, что прибыльнее не угодить широким слоям населения – как выражались в советское время, трудящимся. А угодить спонсорам: вороватому чиновничеству и сросшемуся с ними олигархату, гонящему ресурсы на Запад. Они распределяют деньги на кино, и в конечном счёте, кормят режиссёров, сценаристов и продюсеров. Поэтому коммерческий успех любой картины вторичен. Первично выполнение воли заказчика, гнездящегося в кабинетах на Старой площади, в Кремле или в небоскрёбе на Лахте.
«Девятаев» в очередной раз показывает нам, что за вкусы и что за идеология у этого заказчика. Да заодно и у творцов нынешнего кино – ведь творцы за долгие годы прониклись идеологией заказчика и пропитались ею насквозь.
Побег лётчика из нацистского лагеря на угнанном самолёте – действительно история уникальная. И в фильме она дана (не считая естественной для художественного произведения беллетритизации) в целом правдиво. Однако, как и положено в таких случаях, о многом в фильме умолчали, а кое-что добавили от себя.
Итак, о чём умолчали. Обратимся к тексту повести Девятаева «Побег из ада». Во вступлении автор пишет:
«Если даже наш перелет можно назвать подвигом, то он принадлежит не мне одному и никому из его участников, а всему советскому народу, воспитанному Коммунистической партией в духе безграничной любви и преданности своей Родине. Один я или даже вся наша группа, улетевшая из концлагеря на фашистском самолете, ничего бы не сделали в тех ужасных условиях гитлеровского плена, в каких мы находились. Осуществить это было далеко не просто одному или нескольким людям. Перелет как таковой явился завершением длительной и упорной подготовки к нему, в которой прямо или косвенно участвовали сотни советских патриотов – коммунистов и иностранных антифашистов – узников гитлеровских застенков.
Текст книги это показывает достаточно убедительно. Девятаева перевели в лагерь смерти Заксенхаузен за побег. И там парикмахер – коммунист и в прошлом советский офицер-танкист – подменяет его бирку на снятую с недавно умершего заключённого. Тем самым Девятаев обретает новое имя и новую статью, которая даёт ему шанс остаться в живых. Перевод в лагерь Пенемюнде, где находилась авиационная часть, тоже осуществили два коммуниста, возглавлявших лагерное подполье. Рыбальченко и Бушманов. Они же и дали Девятаеву идею побега – угон самолёта.
Поэтому Михаил Петрович с полным правом пишет:
«В «Заксенхаузене» особенно ярко проявились духовные и моральные силы советского человека, воспитанного родной Коммунистической партией. Они, советские люди, и, в первую очередь коммунисты, были главной движущей силой в подпольной борьбе многонациональных масс узников фашизма против общего врага. Не случайно все иностранцы восхищались мужеством и бесстрашием наших людей, представителей той страны, на которую они возлагали все надежды на свое освобождение от фашистского рабства.
— Как не восхищаться русскими, как не преклоняться перед ними, когда их не могут сломить никакие лишения, никакая сила, даже смерть! — часто слышал я от заключенных разных национальностей».
Конечно же, в фильме эта линия полностью отсутствует. Зато присутствует другое – выдуманное авторами. Этот линия полностью вымышленного лётчика Ларина, у которого нет исторического прототипа, и который является как бы Альтер-эго Девятаева. Ларин, в прошлом боевой товарищ Девятаева, перешёл на сторону немцев потому что, во-первых, у немцев есть пиво и колбаса. И во-вторых, потому что советских военнопленных ждут дома лагеря.
С этим полностью согласен и автор фильма Тимур Бекмамбетов, живописуя ужасы сталинского приказа 270, и безбожно оный перевирая. Враньё режиссёра изобличается (не говоря про исторические документы) самими же его фильмом, в котором беглые военнопленные никаким карам не подвергались. Что соответствует, естественно, исторической правде. Более того, Бекмамбетов заявляет, что у Ларина была своя правда. И того же мнения придерживается киношный (не путать с реальным) Девятаев.
Перед смертью Ларин просит друга сделать так, чтобы отец не узнал о «подвигах» сына в плену. И Девятаев не только обещает, но и держит слово. Не рассказывает о Ларине никому, даже НКВД-шнику на допросе. И считает, что поступил абсолютно правильно.
Идеология сегодняшней элиты России именно такова. Готовность продаться кому угодно «за печеньки» и стремление оправдать своё прошлое (и ещё не одно будущее) предательство своей страны и своего народа. Если что в фильме хорошее и есть, так это выявление этой проституционной сущности элиты страны.
Во всём остальном мы получили очередную киношальопу: полуголивудский боевичок, из которого решительно непонятно, что именно давало любдям мотивацию совершать подвиги. Зато совершенно понятны мотивы изменников, которые (на самом-то деле) вполне приличные люди.
Не смотреть.