Предлагаю вам, друзья, поразмышлять о действительно важных вещах. Какой должна быть Украина? Что следует предпринять? От чего отказаться? Куда идти? Приведу несколько тезисов для заочной дискуссии.
Давайте примем как данность тот факт, что никакого социализма (как минимум в обозримом будущем) не будет. Как же следует жить? Каким путём двигаться?
Если государство хочет эффективно развиваться по существующему буржуазному вектору, необходимо кардинально менять глобальную эстетическую повестку. Например, перестать скатываться в архаику, она сегодня – тупиковый путь.
Да, у нас буквально законодательно закреплён ориентир на европейские ценности. Но загвоздка в том, что население воспринимает их, мягко говоря, превратно. Чем с радостью пользуются ушлые политики.
Под вожделенной Европой у нас, в первую очередь, понимают торжество определённых государственных институтов. Однако, видя условную цель, Украина не просто топчется на месте, но и постепенно откатывается назад. Почему так происходит?
Основная проблема заключается именно в отсутствии правильных ориентиров.
Так, страна давно перестала быть аграрной «сверхдержавой». В наши дни это и не нужно. Весь мир давно развивается в постиндустриальной реальности, в то время как у нас всё дальше отступают в общество индустриальное (а в провинции и вовсе в традиционное), превращаясь в страну третьего мира.
Сегодня многомиллионное сельское население фактически оказалось за чертой развития, на обочине жизни. Оно лишено чётких идей, а лишь бессмысленно существует.
Капиталистические отношения в аграрном секторе ведут к обогащению мизерной прослойки связанных с властью людей, в то время как все остальные обречены на бесповоротное обнищание. Неадекватный переизбыток трудового ресурса тут ведёт только к обесцениванию рабочей силы и, как следствие, не сулит ничего кроме стагнации.
Число бесполезных людей на земле неуклонно растёт, поэтому украинские сёла будут вымирать. От существовавшей практики постепенной индустриализации, привлечения (через образование и просвещение) тех, кто не хочет быть дояркой или пахарем, к промышленному производству на местах, уже открыто открещиваются, как от порочной.
В результате устоявшейся безнадёжности вся эта человеческая масса вынуждена постепенно перетекать в города. Не имея при этом необходимого профессионального и культурного ресурса, чтобы безболезненно и эффективно влиться в новую реальность.
Жители украинских мегаполисов (с небольшими городками ситуация обстоит ещё хуже) уже не первое десятилетие с ужасом наблюдают за тем, к чему это приводит.
Увы, село, заполняя собой город, не интегрируется, а размывает и поглощает его, уничтожая весь эстетический базис. Да и сами городские жители по принципу «солёного огурца» всё глубже погружаются в новое бытовое сознание и деградируют.
Достаточно просто обратить внимание на то, какие сегодня у нас читают книги, ставят спектакли, наконец, смотрят фильмы. Сплошная второсортная мещанская пошлость! Очевидно, что из неё не родится ничего высокого и, следовательно, полезного для самих же людей.
Испортить вкус – дело нехитрое. Особенно если всем на него постепенно ставновится всё равно. Или же, как сейчас и происходит, всему народу (независимо от классовой принадлежности) навязывают его абсолютно искажённое понимание.
Если Украина заявляет о неком европейском пути, то неплохо было бы вникнуть в то, почему Европа стала и остаётся, несмотря на тяжёлые времена, великой. Не за счёт воспевания дремучего прошлого или соблюдения каких-то уже мифических традиций, а благодаря культуре и образованию.
Всё это невозможно без фундаментальной экономической базы, без индустриализации даже самых глухих хуторов.
В первую очередь сами сельские жители, несмотря на возможные комплексы, должны понять и признать, что провинциальное мышление не может создать высокую культуру, передовую науку и, тем более, государственные институты.
Провинциальность не способна проникнуться гуманизмом, поднять из толпы личность. Вся сельская жизнь при капитализме основана на дикарском индивидуализме и глухой эстетической разобщённости.
Повторюсь – нынешнее положение вещей выгодно политикам, дельцам всех партийных цветов. Людьми с примитивными жизненными ценностями и, следовательно, незамысловатыми запросами, легко манипулировать и управлять. Именно поэтому низкая провинциальная эстетика и навязывается столь агрессивно.
На государственном уровне прозвучала идея, что украинцы обязаны с младых лет знать английский язык. Я не возражаю. Но учить иностранные языки люди должны не для того, чтобы продолжать вкалывать за копейки на транснациональный капитал или же покидать страну в поисках далеко не всегда достойной и высокооплачиваемой работы.
Применять языковые знания следует для изучения мировой культуры – литературы, философии, настоящего кино. Чтобы понимать, на чём основана и стоит сильная цивилизация.
Если вы едете в Европу как турист – изучайте архитектуру и живопись, а не ресторанные гиды!
Упёртое же нежелание признать, что провинциальная (сельская) эстетика не способна поднимать культуру и науку, сталкивает страну на окраину Европы – в варварскую пропасть, – усиливает социально-экономическое отставание от мира.
Хотите развивать украинский язык – переводите весь этот глобальный культурно-научный пласт, дайте возможность людям расти, расширять границы своего мышления и понимания, а не заставляйте их вариться в собственном соку, не толкайте общество вспять – к какому-то хмурому средневековью, которое уже захватило коллективное сознание миллионов.
Сами украинцы должны осознать, что существующая сегодня эстетическая реальность не просто бесперспективна, но и вредна для всех.
Впрочем, я откровенно замечтался…