В последнее время многие мои приятели вспоминали фильм Жоржа Лотнера «Профессионал» (1981-й год). Одни называли его шедевром, другие же отмечали, что сегодня картина с Жан-Полем Бельмондо выглядит как весьма средненький боевик. Действительно, у фильма «Профессионал» можно попытаться выискать некоторые изъяны.
Первая часть фильма «Профессионал» (африканский плен майора Жосса), рисующая нравы «банановой республики», на первый взгляд даже кажется чем-то вроде «клюквы». Впрочем, дальнейшее развитие событий, контраст с «благопристойной и свободной» Францией, показывает, что всё куда сложнее, чем может показаться.
Не буду отрицать — сегодня несколько наивными смотрятся сцены потасовок в фильме «Профессионал». Но, на мой взгляд, для самого фильма они являются весьма вторичными и лишь играют роль некоего обязательного для жанра фона. «Профессионал» не стал бы хуже без драк и перестрелок, однако их наличие, очевидно, стало необходимой частью художественного декора, без которого кино было бы проблематично продать массовому зрителю. Благодаря нехитрым уловкам классического боевика режиссёру «Профессионала» удалось донести нужные тезисы и политические посылы.
Иногда лишним кажется юмор героя. Но, с другой стороны, посудите сами: как ещё, если не смеясь и шутя, смотреть в лицо смерти? Ведь очевидно, что у Жосслена Бомона, решившегося вернуться домой, не было шансов, чтобы выжить. Оставалось только завершить свою работу и умереть достойно.
«Профессионал» доносит до нас циничную истину: буржуазное государство безжалостно расправляется со своими оппонентами. Главный же обман заключается в том, что не обязательно представлять угрозу для страны — достаточно просто быть врагом (даже если был когда-то другом) политиков, которые потом спокойно сойдут со сцены вполне демократическим путём.
Исключительно важна в картине «Профессионал» музыка Эннио Морриконе — пронзительная и болезненная. Это не только настоящее украшение фильма, но и самостоятельный и даже ключевой действующий герой. Мелодия тут — это фатум, который незримо присутствует рядом. До самой смерти.
В фильме «Профессионал» очень важен его исторический контекст. «Профессионал» вышел в год победы на президентских выборах Франсуа Миттерана, при котором во Франции было сформировано социалистическое правительство, а практика политических убийств была прекращена, как порочная. Его же предшественник Валери Жискар д’Эстен запомнился активной «экономической интеграцией» в африканские страны, в первую очередь — за счёт продажи оружия.
Поэтому столь смелую в своём посыле киноисторию в фильме «Профессионал» вполне можно воспринимать как жёсткую политическую критику уходящей власти.
Примечательно, что в трагическом финале фильма «Профессионал» приказ «остановить» главного героя отдаёт именно министр внутренних дел страны, чем повязывает себя и политическую власть (в том числе президента) его кровью со спецслужбами.
Гневные выпады в адрес Валери Жискара д’Эстена и его чиновников звучат в важнейших деталях: президент несуществующей Малагави Н’Джала даже внешне похож на диктатора Центральноафриканской Республики Жан-Беделя Бокассу, который прекрасно решал свои дела с Парижем, например — помогал французам добывать на территории своей страны уран. За это бывшая метрополия всячески (в том числе и финансово) поддерживала преступный режим.
В жизни, в отличие от фильма «Профессионал», французы всё же свергли самопровозглашённого императора, а в адрес Валери Жискара д’Эстена даже звучали обвинения в коррупционной дружбе с диктатором. Например, бытовало мнение, что Жан-Беделю Бокассу гарантировали личную безопасность и не ликвидировали именно благодаря протекции со стороны президента Франции.
«Профессионал», несмотря на кажущуюся простоту, является не просто выдающимся фильмом — он стал сегодня важнейшим политическим манифестом, который даёт возможность трезво оценивать Запад.