В нынешних реалиях чтобы не почувствовать в Донецке угрозу начала масштабных боевых действий, нужно полностью отключиться от реальности. Увы, сделать это крайне тяжело, ведь гулкие артиллерийские раскаты слышны во многих частях города.
Они не постоянны, но достаточно часты и регулярно напоминают об угрозе. Особенно в прифронтовых районах города. И особенно по ночам, когда каждый «артпривет» воспринимается особенно остро.
Публикуем рассказ человека, который сейчас проживает в Донецке, о том, что думают горожане по поводу возможного начала большой войны, о которой сейчас со всех сторон рассуждают политики.
Нагнетание с обоих сторон
Подогрев предчувствия большой войны прежде всего идет через СМИ. Этого хватает как на российских каналах, так и на местных — ежедневно описываются свидетельства приближении тревожных событий. О том же говорят и в руководстве «республик». Например, буквально сегодня «глава ДНР» Денис Пушилин заявил о том, что у украинской армии уже все готово для наступления на Донецк и что
Это создает крайне взвинченный фон в соцсетях. Огромное значение придается фактам гибели местных жителей в последние дни. Обсуждается появление на фронте беспилотников, которые переводят войну в новое измерение.
Реанимируются страхи лета 2014, когда в украинской армии еще была актуальна авиация и дончане боялись, что их просто разбомбят в родных домах. Как мы помним, угроза с воздуха тогда быстро испарилась, но вот сейчас вернулась. Это «новое старое», разумеется, никого не радует.
Из уст в уста передаются сообщения о концентрации войск — как с украинской стороны, так и с «республиканской». Говорят, что в городе появились лица кавказской национальности в военной форме (их называют «абхазами»).
Народ нервничает, а особенно впечатлительные начинают предпринимать какие-то действия, которые считают спасительными. Довелось стать свидетелем момента, как из одного дома на поселке шахты «Октябрьская» (непосредственно приближенного к фронту) в спешном порядке съезжали квартиранты.
«Мы не хотим ждать, когда сюда полетят снаряды», — говорили эти люди, укладывая вещи в автомобиль. Характерно, что заселились сюда они совсем недавно — прошлой осенью. Но тогда на «Октябрьском» была совсем другая обстановка и никаких обострений никто не ждал и не предсказывал.
В разговоре с одним бывшим силовиком, несколько лет проработавших в структурах так называемой «ДНР» и до сих пор сохранившем там связи, тоже чувствуем это нарастание напряжения. Он говорит, что таких предпосылок для обострения никогда еще не было. В чем же они?
«Никогда с 2014 года не было такой концентрации войск с обеих сторон», — отвечает наш собеседник. Правда, он полагает, что эта «игра мускулами» может иметь чисто политическую, демонстрационную подоплеку. Но в любой момент демонстрация может перерасти в реальную войну.
С другой стороны, многие в войну не верят. Случалось, в Донецке стреляли намного громче, а прилетало куда чувствительнее. Да и разговоры о грядущем наступлении ВСУ тоже не новы — они возобновляются каждую весну, с незавидной регулярностью, и ни к чему не приводят.
«Сколько раз уже такое было — но все ограничилось разговорами, — рассуждает донецкий медик Владимир. — Ситуация пока выглядит тупиковой и надолго. Если пойдет в наступление Украина — придет российская армия и ВСУ потерпят поражение с большими потерями. Пойдет в наступление Россия — введут новые санкции. Так что пока к слухам отношусь очень скептически».
Но в целом тревожность, безусловно, выше обычной.
Поэтому так охотно откликаются люди на слухи о том, например, что существуют некие планы по эвакуации населения прифронтовых зон. Мол, местные власти, уже просчитавшие угрозы, имеют такие решения и готовы в ближайшее время приступить к их реализации. Никаких официальных объявлений по этому поводу никто не делал, но разговоры об этом звучат все настойчивее. Это очень похоже на информационный «вброс» — но он настолько точно ложится в общественные настроения, что охотно принимается на веру.
Параллельный мир
Между тем, даже на приближенных к фронту окраинах жизнь продолжается — работают рынки, в дома исправно подается вода, газ, электричество, регулярно работает транспорт.
Более того — на тот же «Октябрьский», например, пару месяцев назад был запущен новый автобусный маршрут, наконец-то соединивший поселок с центром Донецка (ранее в город можно было добраться только с пересадкой на железнодорожном вокзале).
В общем, нет ощущения выжженной земли, хотя старые разрушения значительны.
А в центре города работают рестораны, открываются новые кофейни, в которых хватает посетителей. В торговом центре «Донецк Сити» осуществилась давно объявленная акция по запуску новых магазинов на пустых площадях второго этажа, где жизнь замерла в начале лета 2014 года. С потеплением на улицах прибавилось автомобилей — нам попался даже черный лимузин совершенно неприличных размеров. В общем, центр, как обычно, живет своей жизнью, и нависшей угрозы старается не замечать.
Но основная масса дончан с нескрываемой тревогой следит за развитием событий.
Обсуждается информации о том, что в «ЛДНР» впервые за всю историю объявлен воинский призыв. Неважно, что планы призыва микроскопичны — всего по паре сотен человек в обоих случаях. Принципиальной считается не численность призывников, а сам факт призыва. То, что его никогда не было, а сейчас есть. Сейчас, при нарастающей угрозе серьезных боевых действий.
Характерно, что у многих дончан появилась новая дата, куда они хотели бы вернуть время вспять.
«Если раньше говорили, что хорошо было б, что все осталось как в 2013 году. То теперь часто говорят — пусть все вернется хотя бы так, как было до ковида. Чтоб открылась линия разграничения и можно было бы ездить к родственникам на подконтрольную территорию и за пенсиями. Никто просто каких-то больших прорывов не ждет уже. Главное настроение — лишь бы хуже не было», — говорит местный предприниматель Дмитрий.
По материалам «Страны»