Гражданские войны на фоне развала Советского Союза отличались тем, что время от времени непризнанные квазигосударственные образования располагали не только достаточно современной реактивной авиатехникой, но даже подготовленными летчиками. Одним из таких псевдогосударств была Республика Ичкерия, война которой с Российской Федерацией растянулась на долгие 10 лет и в итоге привела к появлению полунезависимого анклава с вооруженными формированиями, правда, уже без авиации.
После поспешного ухода в 1992 году российских войск из Чечни на ее аэродромах была оставлена техника двух учебных авиаполков Ставропольского высшего военного авиационного училища ПВО, Войск ПВО и учебного авиационного центра бывшего ДОСААФ СССР, которые потенциально могли использоваться в боевых действиях.
Чеченские ополченцы на аэродроме «Ханкала». На заднем фоне эскадрилья L-39 «Альбатрос»
Так, на авиабазе «Калиновская» было оставлено 39 учебно-боевых самолетов L-39 «Альбатрос», 80 более древних, но реактивных L-29 «Дельфин», а также 3 учебных истребителя МиГ-17 и 2 тренировочных МиГ-15УТИ (которые, по всей видимости, уже не могли подниматься в воздух и были просто наземными экспонатами). Тут же находились 6 самолетов Ан-2 и 2 вертолета Ми-8. Еще 72 L-39 и 69 L-29 перешли под контроль чеченских властей на авиабазе «Ханкала». И это только самолеты, которые чисто теоретически могли использоваться в ходе боевых действий. А были еще Ан-2 и Ми-8 сельскохозяйственной авиации и ДОСААФ (как минимум техника одного аэроклуба на аэродроме Грозный) и гражданские авиалайнеры «Аэрофлота».
ВВС Республики Ичкерия по состоянию на 1992 год оценивались в 265 условно-боевых самолетов. Понятно, что, не имея возможности их полноценно обслуживать, реально в воздух могли поднять очень немного самолетов — так, к ноябрю 1994 года (начале войны с РФ) российская разведка оценивала их количество в сотню боевых машин. Интересно, что, кроме всего прочего, чеченцы как минимум два «Альбатроса» поменяли в такой же непризнанной никем Абхазии на пару вертолетов Ми-8, которые в тех условиях оказались более востребованными.
Однако помимо технического состояния проблемой был летно-технический состав. И если для инструкторской работы при наличии большого количества денежных средств удалось привлечь значительное число летчиков «славянской национальности» (как правило, это были военные пенсионеры), то с постоянным составом было хуже. Национальных кадров было очень мало. В итоге удалось собрать только шесть летчиков, однако их уровень летной подготовки был разный — так, двое чеченцев имели за плечами только летную школу ДОСААФ в Волгограде. Командовал ими военный летчик в звании майора.
За достаточно короткое время чеченцы попытались создать что-то подобное настоящим ВВС. Под контроль были взяты все три доступных аэродрома — как гражданский «Грозный-Северный», так и военные «Ханкала» и «Калиновская». Кроме того, активно велись работы по использованию в качестве взлетно-посадочной полосы прямолинейных участков шоссе с твердым покрытием.
Ми-8Т ВВС Ичкерии с полным набором опознавательных знаков
Была попытка создать и систему ПВО — так, противовоздушную оборону авиабаз обеспечивали 10 ЗРК «Стрела-10», 23 зенитно-артиллерийские установки различных типов и несколько ПЗРК «Игла» и «Стрела-3». Однако их ценность была минимальной, поскольку подготовленных расчетов было очень мало — большинство ополченцев имели весьма отдаленное представление о возможностях грозной боевой техники.
В то же время инструкторы из России, Украины и Беларуси занимались исключительно летной подготовкой и время от времени участием в воздушных парадах, которые так любил лидер Ичкерии сам бывший боевой летчик генерал Дудаев. Именно они 6 сентября 1994 года на военном параде в честь Дня независимости Ичкерии в четком строю провели над центром Грозного эскадрилью «Альбатросов».
А вот строевые летчики уже летом — осенью 1994 года были привлечены к участию в боевых действиях против отрядов вооруженной оппозиции, которая базировалась в равнинных районах республики и поддерживалась из Москвы. В составе отрядов оппозиционеров было большое количество бойцов с хорошей военной подготовкой (так называемые «отпускники» и «добровольцы» — впрочем, ничего нового в Украине летом 2014 года россияне не придумали) и современного вооружения, в том числе ПЗРК.
В ходе боев с войсками генерала Дудаева (по существу, такими же полупартизанскими формированиями) оппозиционерам удалось сбить по крайней мере два самолета: 21 сентября 1994 года — Ан-2, а 4 октября во время пролета над одним из сел юго-западнее Грозного — штурмовик L-39 «Альбатрос». В обоих случаях экипажи погибли — в том же «Альбатросе» заместитель командующего ВВС, а в Ан-2, по всей видимости, гражданские летчики.
Один из Ан-2 бывшего ДОСААФ, который активно использовался чеченцами для полетов в Абхазию в 1992 — 1993 гг.
С сентября 1994 года над Чечней появляются также российские боевые самолеты и вертолеты. Первоначально это были четыре довольно изношенных боевых вертолета Ми-24, пилотированных летчиками из частей Северо-Кавказского военного округа, якобы заключившими индивидуальные контракты с Временным Советом Чеченской Республики — руководящим органом антидудаевской оппозиции (на самом деле всеми вопросами занималась ФСК — предшественница ФСБ). С разворачиванием активных боевых действий количество вертолетов увеличилось, а также добавились штурмовики Су-25. Стоит ли говорить, что все опознавательные знаки на самолетах и вертолетах были закрашены, а официальные российские власти полностью отрицали свою причастность к этим вылетам.
Действовали эти «неопознанные» боевые вертолеты весьма успешно, причем одной из целей были аэродромы базирования ВВС Ичкерии. Так, только в течение трех дней (30 сентября, 25 октября и 25 ноября) они совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы, уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолетов.
Российские солдаты на фоне уничтоженного чеченского L-39, "Ханкала", март 1995 г.
10 октября Ми-24 нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су-25 — по месту дислокации чеченского танкового полка в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР. 26 ноября уже семерка Ми-24 прикрывала неудачный рейд оппозиции на Грозный. По заявлениям официального Грозного, один вертолет был сбит. Россияне и чеченцы эту потерю, конечно, не подтвердили.
Вид на аэропорт «Грозный-Северный», 1995 г.
Конец ВВС Ичкерии с началом полномасштабной войны в условиях полного превосходства россиян в воздухе был предсказуем. Уже в первые часы массированным ударам с воздуха подверглись все аэродромы базирования. В итоге к 3 декабря 1994 года вся боевая авиация чеченцев была уничтожена, так и не успев принять активного участия в боях.