Инженерная техника советского производства еще долгое время будет оставаться основной для нашей армии. В том числе из-за высокой надежности и отсутствия средств для замены на западные образцы.
Одним из таких является средний плавающий транспортёр ПТС-2, который используется для транспортировки десанта, артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов через водные преграды.
Транспортёр был разработан на Луганском тепловозостроительном заводе «ВЗОР» на базе некоторых узлов танка Т-64 и начал производиться с 1973 года. По суше ПТС-2 уверенно передвигается на гусеничном ходу с индивидуальной торсионной подвеской благодаря дизельному двигателю В-46-5 мощностью 710 л. с. При этом скорость по шоссе составляет до 60 км/ч. Запас хода по шоссе — 500 километров.
ПТС-2 ВСУ, который использовался в декабре 2014 года для минирования протидесантными минами азовского побережья в районе Мариуполя
Кабина транспортёра бронированная, герметичная, оснащена фильтровентиляционной установкой и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещаются радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулемётная турель для пехотного пулемета калибра 7,62-мм.
Машина длиной 12,44 м и шириной 3,3 м может перевозить грузы массой до 12 тонн, в том числе:
— 75 солдат с полным вооружением и снаряжением;
— 2 орудия среднего калибра (до 85 мм) с расчётами;
— 1 орудие крупного калибра (до 152 мм) с расчётом;
— 2 автомобиля типа УАЗ-3151;
— 1 грузовой автомобиль (например, ЗиЛ-131 или Урал-4320) с грузом;
— 12 раненых на носилках.
Самостоятельно добронированный боевиками ПТС-2 (луганское направление, лето 2014 г.)
Для погрузки различной техники его задний борт выполнен открывающимся и оснащен лебедкой, имеющей привод от основного силового агрегата.
Тут же в корме транспортёра установлено устройство для самоокапывания, благодаря которому чисто теоретически можно оборудовать укрытие для машины. Реально самоокапывание в реальных условиях используется крайне редко, так как огромный объём грунта (120 кубометров — объем только самой машины, без учета съезда) — весьма непростая задача и для специальной техники.
Передвижение на воде осуществляется с помощью двух винтов, которые могут включаться одновременно с приводом гусениц, что повышает возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью.
Судьба одного из захваченных боевиками ПТС-2
Амфибия гарантированно может преодолевать реки со скоростью течения до 2,5 м/с и развивать на спокойной воде скорости: с грузом — 11,7 км/ч, а без груза — 12,9 км/ч. То есть без груза преодолевает все типы рек в любое время года. Благодаря низкому удельному давлению на грунт машина имеет хорошую проходимость по заболоченной местности.
В советской армии ПТС-2 состояли на вооружении в переправочно-десантной роте инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии — один взвод (9 машин) и в отдельном переправочно-десантном батальоне округа — целых две роты (36 машин).
По наследству машины достались и украинской армии, причем в Луганске их производство было завершено к 1992 году. Ныне эти машины активно используются в ходе учений.
Трофейные ПТС-2 на вооружении лисичанского отряда ГСЧС Украины
Интересно отметить, что на базе ПТС-2 в 1998 году пытались сделать и плавающую «эрзац-САУ». Инженеры Научно-технического центра артиллерийско-стрелкового вооружения установили крепления и усиления для станин 152-мм буксируемой гаубицы КБА-27. Причем отвал кормового самоокапывателя стал упором для самой машины.
Собственно, пушка представляла собой попытку дальнейшего развития полковой гаубицы 2А61 «Пат-Б», разработанной в последние годы существования Советского Союза и рекомендованной к принятию на вооружение в 1991 году. Украинские инженеры качающуюся часть орудия установили на лафет 152-мм гаубицы Д-20, тогда как оригинальный «Пат» базировался на лафете Д-30.
Опытный образец эрзац-САУ на базе ПТС-2 на показе в Гончаровске, 1998 г. Архив автора.
В целом характеристики САУ были неважными — углы как горизонтального, так и вертикального наведения были крайне ограниченными, и поэтому дальше показа высокому военному начальству в октябре 1998 года на полигоне Гончаровск дело не пошло. Впрочем, не началось и производство гаубицы КБА-27.
В составе украинской армии ПТС-2 не воевали, зато успели повоевать в составе незаконных вооруженных формирований на Донбассе. Шесть таких аппаратов были захвачены летом 2014 года на Луганском тепловозостроительном заводе, где они находились на хранении. Их стали использовать боевики из так называемого ГБР «Бэтмен». По крайней мере, одну машину пытались добронировать. Однако в целом их использование ограничилось попыткой перегородить мосты в Станице Луганской и въезд в Луганск со стороны Металлиста.
ПТС-2, полученные из России, на учениях 2-го оккупационного корпуса на Луганщине
Две машины были захвачены бойцами батальона «Донбасс» при штурме Лисичанска и переданы местному отделению МЧС, где перекрашенные они служат до сих пор. Еще два были уничтожены огнем украинской артиллерии и два долгое время были основой для передовых блокопостов нашей группировки.
После 2015 года из России вооруженным формированиям на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей были переданы несколько десятков ПТСов, которые время от времени мелькают на учениях.