Вторая волна коронавируса несёт большую заболеваемость, чем первая. Что типично для многих сезонных заболеваний, в т.ч. для обычного гриппа. Как и в случае с гриппом, осенняя вспышка вируса превосходит весеннюю.
Многие вирусологи предупреждают, что с вирусом мы останемся надолго, может быть, навсегда, и у него есть шансы стать именно сезонным заболеванием, подобным гриппу, а МФВ уже спрогнозировал, что потери мировой экономики от ковида (считай, от карантина) обойдутся в 28 триллионов долларов. При этом МВФ почему-то оценивает потери сразу на пять лет: за текущий и на четыре вперёд, что, как говорят в сети, «как бы намекает».
На 19 октября во всём мире насчитывается почти 40 миллионов зараженных при семимиллиардном населении. За без малого год умер миллион человек. Подавляющее большинство умерших – люди старше 65 лет, имеющие хронические заболевания.
Таким образом, вопрос о том, соответствуют ли принятые меры опасности вируса, сравнимого с сезонным гриппом по смертности и уступающим ему по заразности, можно считать закрытым.
Дальше – больше. Доподлинно известно, что карантин в масштабе страны не влияет на распространение заразы никак. Весной одни много критиковали шведский эксперимент, другие наоборот хвалили. Тогда шведы не стали участвовать в общем «карантинном движении». Результат теперь известен. Заболеваемость в соседних Норвегии и Дании, которые хлебнули карантина по полной, ничем не отличается от шведской.
Ещё одна (и последняя из европейских) страна, пережившая первую волну ковида без умопомешательства – это Белоруссия. Сравнивая ситуацию в ней с другими восточнославянскими странами, приходится признать, что в ней даже лучше. В чём заслуга белорусской медицины, так и не реформированной по западному образцу.
Но и это ещё не всё. Данные по весенней смертности в Москве показывают, что карантин убил больше людей, чем вирус.
Всплеск смертности по сравнению с аналогичными месяцами последних лет налицо. Жертв вируса из них весьма малый процент: умирали не от него. Уже один запрет прогулок на свежем воздухе сразу должен был повысить смертность. А кроме него были и другие меры: ограничение доступа к лекарствам (очереди в аптеках и пр.), отмена плановых операций, скученность людей в квартирах. Добавим общий стресс от непрерывного нагнетания ужаса перед вирусом, что тоже не добавляет здоровья.
И тем не менее, несмотря на всё сказанное, человечество наступает на те же грабли, хотя не прошло и полгода. Оно вновь не то борется с ветряными мельницами, не то палит из пушки по воробьям. Объяснить происходящее можно тремя причинами: массовым безумием, мировым заговором или… сменой парадигмы развития человечества. Поскольку первое всё же не до конца очевидно, а второе слишком сомнительно, сосредоточимся на третьем варианте ответа.
В самом деле, кому выгодна истерия? Пресловутым транснациональным корпорациям, несущим гигантские убытки? Нет. Гибнет туристический бизнес, падает добыча нефти, огромные трудности у сферы услуг и особенно общепита. Перечислять можно бесконечно, но в плюсе разве что работники сферы доставки и фармацевты. По сравнению с остальными игроками это капля в море. Зато истерия выгодна информационщикам.
Человечество вступило в принципиально новую эпоху. Если всю его историю для прокорма одного человека, не занятого добыванием пищи (воина, управленца, учёного), требовались усилия нескольких человек, то сейчас ситуация обратная. Это событие – переход к принципу «один с сошкой, семеро с ложкой» – настолько масштабно по своим последствиям, что сравнимо только с неолитической революцией.
Теперь количество имеющихся у вас ресурсов (по крайней мере, в развитых странах их хватает на всех) не делает вас властителем жизни. Не делает вас таковым и сила – не позволяет правовая система. Единственный способ доминировать – информация. Тот, кто владеет ею и создаёт её – тот хозяин своих сограждан. Такое в той или иной степени было всегда. Но только сегодня, впервые в нашей истории, консолидированные силы промышленников и аграриев, не смогли сказать «стоп» информационщикам. Простое желание их к «продолжению информационного банкета» перевесило потери нефтяников, производителей айфонов и всех прочих производителей чего бы то ни было.
Да. Информационщики были в этой битве не одни. Многие игроки решали под шумок свои вопросы. Кто-то получал выгоду от падения цен не нефть. Кто-то от растущий цифрофизации экономики. Конечно, выросла доставка и сектор всякой интернет-развлекухи (последню, впрочем, можно отнести и к информационщикам). Во многих странах под шумок решались также чисто политические проблемы. Например, в России, в условиях падения уровня жизни и рейтинга властей, ковид является поводом для запрета митингов и акций. А Китай и США использовали вирусную истерию для обвинения друг друга во всех смертных грехах.
Всё это так. И, тем не менее, приход ковида – предзнаменование новой эпохи. Эпохи противостояния следящей пары антогонистов. Вместо пары капиталист-пролетарий или помещик-крепостной на сцену выходит новая пара. Тот, кто владеет информацией и тот, кто её потребляет. Добро пожаловать в новый мир.
КОММЕНТАРИИ
Римма Никонова: Да, коронавирусный мир не радует. Очень много различных ограничений. Радует одно, что можно спокойно заказывать доставку того или иного нужного тебе товара. Есть вообще крутая штука, Shopozz, где можно делать нужные заказы за рубежом.