Очень хорошо, что перед тем как читать книгу первого советского/российского посла в Ватикане Юрия Карлова «Миссия в Ватикан» я прочитал книгу другого российского дипломата Кузнецова «Ватикан. Моя любовь. Моя война». Дело в том, что в ней Кузнецов прямо говорит, что Карлов по сути был завербован Ватиканом и являлся членом Мальтийского ордена.
Ввиду этого его книга «Миссия в Ватикан» с первых страниц пропитана идеей, что Православие — это некая чуть ли не «помеха для взаимовыгодных отношений». А его записи об установлении отношений с Ватиканом вообще выглядят, как некая мечта России, которую не оценили по достоинству.
При этом автор весьма интересным образом сглаживает, а местами недоговаривает о ситуации, переходя этим в разряд манипуляции.
На фото посол СССР/России Юрий Карлов и Папа Римский Иоанн Павел II, который сотрудничал с ЦРУ и приложил огромные усилия в деле развала Советского Союза
Католики и польский бунт
Так, например, он упоминает, что в 1847 году Николай I устанавливает конкордат с Ватиканом. Случилось это ввиду того, что после раздела Польши часть территорий попала в состав Российской империи. Российские власти решили пойти навстречу религиозным чувствам поляков и не давить католичество. Ввиду этого при Николае дали возможность создать епархии.
Чем закончилась эта свобода деятельности РКЦ? Карлов, как бы между прочим, упоминает, что через 17 лет поляки подняли бунт, в организации которого сыграли активную роль именно... католические клирики.
Католическое лицемерие
Далее автор пишет о том, что только через 30 лет вернулись к вопросу отношений с Ватиканом и в 1888 году Папа Римский заявил посланнику России:
«Почему бы России не иметь своей союзницей громадную нравственную силу, предоставляемую Святым престолом?».
Это, конечно, смешно. Дело в том, что 1870 году Папа Римский после неудачных попыток силой оружия отстоять свою светскую власть, оказался «узником Ватикана», будучи лишенным территорий, которую забрала объединенная Италия. Что же касается нравственной силы, то если имелось ввиду влияние на жителей Российской империи, то навряд ли Ватикан мог дать властям больше чем Православная Церковь.
Если смотреть на дело с позиции влияния РКЦ при помощи религии на другие государства в Европе, то к тому времени из-за конфликта с научными и коммунистическими кругами и разными другими направлениями и сферами общества, Ватикан оказался в крайне враждебных отношениях с рядом стран, поскольку повсеместно происходило отделение церкви от государства. Со всеми вытекающими для РКЦ последствиями.
Ватикан обрадовался революции в России
Карлов также упоминает о сути отношений Ватикана с царской Россией. Когда стало известно, что в империи — революция и власть переходит к бутовщикам, то... Ватикан выразил крайнюю радость.
Вот как об этом пишет Карлов, которого, видимо это не смущает:
"На первых порах в Ватикане, правда, возобладало, как доносил из Рима российский Временный Поверенный Н. Бок, «чувство эгоистической радости за интересы католической церкви и надежды на то, что падение царского режима откроет для Ватикана «новую эру свободы католичества в России».
Попросту говоря, католики все время предлагали России сотрудничать, но каждый раз при этом рассматривали развал Российской империи как отличное средство для развития личных интересов, чтобы как стервятники поживиться за счет поверженной страны.
Католики и Петлюра
Далее Карлов пишет о том, что к 1923 году коммунисты начали закрывать храмы РКЦ. И говорит, что все это было якобы из-за отсутствия свободы вероисповедания и нетерпимости к религии.
Просто диво манипуляции.
Карлов, во-первых, умалчивает о том, что в этот период римско-католическая церковь и сама крайне негативно относилась к идее свободы вероисповедания.
А во-вторых, делает вид что не знает о том, что католические деятели не только на словах возрадовались падению царской России, но и на деле решили продвигать свои интересы. В частности, поддерживая и продавая вооружение масону Симону Петлюре, который вел военные действия в Украине. В обмен они требовали от Петлюры право насаждать католичество и прислать папского нунция.
Видимо, после этого советские власти должны были распахнуть объятия Ватикану?
Ватикан и коммунисты
Не менее смешным выглядит упоминание о фразе госсекретаря Ватикана Гаспари, которая говорит о том, что теоретически возможны какие-то отношения с коммунистическим государством, если оно даст возможность развиваться Католической церкви на своей территории. Почему смешно?
Да потому что, упоминая об отдельной фразе госсекретаря Ватикана, Карлов забыл упомянуть, что папы римские начиная с конца 19 века, и вплоть до конца 1950-х крайне агрессивно относились к коммунизму, преследовали и запрещали всякие поползновения в сторону социализма/коммунизма внутри РКЦ и писали враждебные энциклики. А после ВОВ они по сути объявили крестовый поход против Советского Союза.
Обо всем этом Карлов деликатно умолчал.
И тем не менее, считаю, что даже такие книги нужно читать, знакомиться и изучать. Ведь даже в записях таких неоднозначных личностей есть всегда много полезной информации.