Куда нас ведут манипуляции общественным сознанием?

Механизмы взаимодействия между людьми, образование, средства массовой информации, даже общение через социальные сети и электронную почту, подвергаются неким «алгоритмам». Именно Сноуден обратил на это наше внимание, о чем писала Guardian еще в 2014 году:

«Все чаще за нами следят не люди, а алгоритмы. Amazon и Netflix отслеживают книги, которые мы покупаем, и фильмы, которые мы смотрим, и предлагают нам другие книги и фильмы, основанные на наших интересах. Google и Facebook следят за тем, что мы делаем, и что мы говорим, и показывают нам рекламу, основанную на нашем поведении. Google даже изменяет результаты нашего веб-поиска на основе нашего предыдущего поведения. Навигационные приложения для смартфонов следят за нами во время движения и меняют рекомендуемый маршрут в зависимости от загруженности дорог. А Агентство национальной безопасности, конечно же, отслеживает наши телефонные звонки, электронные письма и информацию о местонахождении, а затем использует эту информацию для выявления террористов».

Документы, предоставленные Эдвардом Сноуденом и опубликованные Guardian, сегодня показывают, что разведывательная служба Великобритании GHCQ (Центр правительственной связи), с помощью АНБ, собрал миллионы изображений с веб-камер ни в чем не повинных пользователей Yahoo. И это говорит о принципиальной особенности эпохи алгоритмического наблюдения: действительно ли нормально, чтобы компьютер отслеживал тебя в Интернете, а сбор и анализ данных считался потенциальным вторжением в личную жизнь, только если их увидит другой человек? Я утверждаю, что нет, и последние утечки, добытые Сноуденом, только проясняют, насколько важна эта особенность.

Когда мы оглядываемся на 2014 год с позиции сегодняшнего дня, предупреждения Эдварда Сноудена об оруэлловском кошмаре кажутся невинными. Может быть, именно Дональд Трамп был тем, кто открыл нам глаза. Если это так, то какое бы место он в итоге не занял в истории, этого у него не отнять.

Лженаука, оправдывающая вторжение в частную жизнь с целью выявления и контроля лиц, имеющих какое-либо влияние на аудиторию, началась с тех, кто занимается бизнесом, а затем перепрофилировалась на политическую борьбу, предотвращение преступлений и терроризма и многое другое.

Под «многим другим» подразумевается «оглупление» так называемых «масс», посредством представления  реальности как некого потребительского продукта, спроектированного так, чтобы выглядеть правдоподобно, создавать драму или страх, заставлять опасаться воображаемых угроз, отвлекать, и, прежде всего, контролировать.

Социологи утверждают, что люди действительно могут быть запрограммированы реагировать на самые главные раздражители посредством осязания, слуха или вкуса, основываясь на «поддельной» информации, и что человеческий разум может быть обманут, отфильтровывая такие основные сенсорные реакции, как обоняние.

Что касается синаптических связей, которые отвечают за реакцию на идеи или концепции, давайте рассмотрим один яркий пример. Попробуйте произнести слово «палестинец», не воспринимая его как «террориста». С другой стороны, давайте вернемся назад и попробуем определить разницу между «вооруженным боевиком» и «борцом за свободу». Здесь нет ничего нового, правила были изложены сто лет назад.

Эйнштейн предсказал это в своих «Автобиографических заметках» по эпистемологии. А где-то 50 лет назад доктор Джон Уорд из Университета штата Мичиган, читая лекции по «Философии науки», вбил мне в голову следующее: «Отношения между чувственными переживаниями и концепциями полностью интуитивны, как и отношения между всеми концепциями. Вы видите то, что видите, не потому что вы это «видите», а потому что вы так думаете».

Одно дело, когда это были научные и философские изыскания наших выдающих университетов, и совсем другое, когда Уилсон Брайан Ки в 1973 году написал серьезную работу «Подсознательное обольщение», демонстрирующую, как измененные образы могут влиять на самые базовые и примитивные мотивы поведения, «рептильный мозг», как бы, побуждает ничего не подозревающего зрителя изменять как восприятие, так и мышление, даже в сторону снижения выживаемости человека как вида.

Изображения Ки, взятые из известных журналов, очертания странных мертвых голов или обнаженных женщин, нанесенные аэрографом на кубики льда, были первым шагом. Если, используя танатотические символы, можно продавать ликер и сигареты, то разве сложно будет продать войну?

Такие фильмы, как «Сержант Йорк» или «Красный рассвет», больше не нужны, ну разве что для вспомогательной функции, чтобы, как говорится, вбить «последний гвоздь».

За двадцать лет до публикации работы Ки правительство США начало проект, известный как MK Ultra. И хотя он официально закончился в 1973 году после 20 лет «исследований» всех форм психологических манипуляций, которые даже не были должным образом отражены в документах, на самом деле, MK Ultra и другие подобные программы просто ушли в тень.

Причина того, что сегодня мы продолжаем этот путь, заключается в том, что эти масштабные и по сей день засекреченные программы, после даже не 50, а 65 лет усиленной работы, миллиардов долларов теневых вложений, программы, жертвами которых становились ничего не подозревающие граждане, иногда целые города или беспомощные узники секретных тюрем, эти программы являются предшественниками Google и Facebook.

В 2018 году были некоторые очевидные «проекты».

Белые каски организовали, вероятно, фальшивые газовые атаки. Это сопровождалось постами в Facebook, поддельными видео, но главное то, что эти материалы были направлены непосредственно президенту США, который был внутренне запрограммирован поверить скорее им, чем достоверным данным разведки. И получилось, что Трамп приказал напасть на Сирию, целиком основываясь на посте в Facebook.

Но в Facebook ежедневно появляются миллионы постов, почему он увидел именно этот? Кто ему его подсунул? Окружен ли Трамп агентами и предателями?

Видите ли, одно дело, когда что-то выкладывается в Интернет, и это равносильно надписи на стене туалета на другом конце города, и другое дело, когда послание, являющееся отъявленной дезинформацией, передается человеку, который (согласно источникам в Белом доме), открыто выступал за применение тактического ядерного оружия против сирийского народа из-за безобразно сфабрикованных обвинений.

Даже если некто (вероятно, генерал Маттис), не допустил обсуждения ядерного варианта, все равно подумайте о последствиях. По сути, стандарты применения Соединенными Штатами военной силы против суверенной нации снижены до уровня анонимного поста в социальных сетях.

Опять же, одно дело — публиковать что-то злонамеренное и опасное, и совсем другое — когда национальный лидер, имеющий доступ к ядерному оружию, считает вполне нормальным принимать решения, исходя из этого.

С другой стороны, если бы любой другой президент приказал нанести ракетный удар, основываясь даже не на качественной лжи, а, как бы это сказать, не пойми на чем, стоило бы ожидать негативных последствий.

Давайте на секунду сопоставим. Если существует ложная общественная позиция, то разумно предположить, что общество более чем осознает, что существует «реальный мир», в котором общеизвестные и общепринятые суждения фактически совершенно неверны.

По факту, некоторые популярные телесериалы прошлых десятилетий разоблачают бесчисленные эпизоды официальной истории. Это такие сериалы, как «Тайная история Второй мировой войны» (The Secret History of World War II), и можно долго, если не до бесконечности, перечислять другие телевизионные проекты, которые регулярно выдают изголодавшейся публике все новые и новые порции развенчанной реальности.

Нам остается только быть частью этого непрерывного процесса, круговорота, который то поднимает вверх, то опускает вниз, закручивая все быстрее и безнадежнее, вторгаясь в нашу жизнь и в наши мысли, навязывая нам чувства, манипулируя нашим мнением и изменяя наше восприятие до тех пор, пока мы не перестанем доверять чему-либо вообще, даже самим себе.

*Гордон Дафф, ветеран Вьетнамской войны, старший редактор и председатель совета директоров издания Veterans Today. Первоисточник. Перевод выполнен краудфандинговой площадкой «День ТВ»