Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института микробиологии и вирусологии им. Д.К. Заболотного НАН Украины Надежда Жолобак рассказала УНИАН о том, почему темпы распространения коронавируса не должны удивлять, для кого вирус особенно опасен и что произойдет с эпидемией в ближайшие месяцы и годы.
Скажите, ожидали вирусологи, что коронавирус будет распространяться так быстро?
Это стандартные темпы распространения. Миграция населения в мировом масштабе очень большая, мы за час можем добраться с одного материка на другой. И такая мобильность имеет свою негативную составляющую.
С момента возникновения вирусологии как науки — а это уже более ста лет — учеными подробно изучены механизмы размножения вирусов, закономерности их взаимодействия с чувствительными клетками, особенности иммунного ответа организма на инфекционный процесс, вызванный именно вирусами, а не бактериями. И реакция организма на коронавирусную инфекциею соответствует всем известным закономерностям. Но мы знаем также, что любой вирус при неоднократном последовательном инфицировании (этот процесс называется пасовка вирусов), которое происходит во время вспышки эпидемии, постепенно уменьшает свою активность, происходит его атенуация (адаптация вируса к объекту, который он атакует, в направлении уменьшения агрессивности). То есть, с каждым пассажем вируса, с инфицированием каждого следующего, вирус снижает свою инфекционную активность: это естественный процесс.
В свое время была паника по SARS, MERS (вспышки заболеваний, вызванных этими коронавирусами, были соответственно в 2002 и 2015 годах — УНИАН). А сейчас о них вспомнили только потому, что коронавирус из этого же семейства вирусов, и также вызвал эпидемический процесс. Как произошло с возбудителями SARS и MERS, также же снизится и инфекционность COVID-19 и эпидемия прекратится.
Классической иллюстрирацией стратегии поведения вирусов в человеческой популяции является пример заболевание, вызываемого вирусом герпеса. Инфицируя человека в раннем постанатальном периоде, вирус «переживает» в наших нервных клетках всю жизнь, иногда портит ее качество, но у подавляющего большинства людей никак не проявляется. Конечно, бывают случаи герпетического менингоэнцефалита, системных герпетических заболеваний, но в целом вирус «не заинтересован» в смерти человека, его «задача» — не убить, а максимально долго существовать в окружающей среде.
Как быстро COVID-19 превратится в «герпес»?
Сложно ответить «как скоро». Вообще, изменение патогенности COVID-19 в направлении снижения происходит уже сейчас. Но мы учитываем и определенные закономерности взаимодействия вируса и организма. Есть вирусі, которые на всех действуют одинаково (тот же герпес: кто бессимптомно живет с ним, кто-то регулярно вынужден лечить обострения, а кто-то болеет очень трудно, иногда летально). Заболевание в каждом индивидуальном случае будет протекать по-разному, в зависимости от возраста, состояния иммунной системы; на характер течения заболевания будут влиять лекарственные препараты, которые принимает человек, другие сопутствующие заболевания.
ВОЗ заявила, что заболевания, вызванные COVID-19 будут диагностировать и летом. Но коронавирусы, а их более 40, циркулируют постоянно, поражая не только людей, но и различные виды животных; мы просто на них не обращаем внимания (хотя кто-то сталкивался, например, с «кишечным гриппом»). Коронавирус никуда не исчезнет, ведь он и не взялся из ниоткуда. Он существовал и ранее, но несколько в иной форме (если можно так сказать). Далее произошло его изменение — эволюционный скачок (каким образом — это предмет детального изучения специалистов вирусологов, молекулярных биологов).
Можно ли говорить о сезонности? Снизится количество заболеваний летом?
Пик заболеваемости — осень и весна. Это связано с тем, что в этот период больше скученность населения: период обучения. Тогда как летом студенты на каникулах, большинство работающих тоже берут отпуска именно в летний период, а затем возвращаются в города, где и запускается коллективный инфекционный процесс. Летом коронавирусная инфекция однозначно пойдет на спад, в том числе и потому, что коронавирус неустойчив к ультрафиолетовому облучению. А поскольку метеорологи обещают жаркое лето, вероятность сохранения коронавируса в окружающей среде очень невелика.
Хотя, всегда следует помнить, что мы живем в мире вирусов, на «планете вирусов», где циркуляция — появление и исчезновение вирусов — это постоянный процесс. Поэтому будут постоянно появляться, исчезать и снова появляться различные новые-старые формы вирусов. Человечество всегда жило, живет и будет жить в таком окружении: мы все сформированы в нем. Главное — не паниковать. Я считаю, что страхи по поводу эпидемии коронавируса преувеличены, а введение тотального карантина не совсем адекватная реакция. Ведь тогда такой же карантин надо вводить при каждой вспышке гриппа или ОРЗ. Можно спросить: «нужно рубить ли руку, если ее можно просто помыть?» Кроме того, нужно помнить, что в условиях социального шока резко возрастает формирования индивидуального стрессового состояния, подавляется работа иммунной системы, и это тоже приводит к болезням.
Правда ли, что можно повторно заболеть коронавирусом?
В прошлом, в позапрошлых годах, были ОРЗ, которые не диагностировали как коронавирус поскольку не было соответствующих тест-систем. Но были повторные заболевания: переболели, и снова заболели. Возвращение инфекции — обычное явление. Люди, которые не доедают (употребляют мало белка), с хроническим недосыпанием, в стрессовом состоянии, могут болеть ОРЗ повторно неоднократно.
В ситуации с COVID-19 главное — регулярно мыть руки, не трогать лицо, глаза, рот руками. Это обычные требования, которые выполняются всеми грамотными, культурными людьми независимо от того есть эпидемия или ее нет.
Постоянное ношение масок является неоправданным: их нужно надевать инфицированным, больному человеку, чтобы не заразить окружающих, или же здоровому человеку кратковременно в помещении, в местах массового скопления, если вы хотите частично уменьшить контакт с мелкодисперсными каплями, которые находятся в воздухе и, возможно, содержат частицы какого-либо возбудителя.
Если же не снимать маску часами, то такое поведение только увеличивает вероятность заражения.
Насколько правильно утверждение, что COVID-19 опасен только для пожилых людей?
Это не совсем верно, но проблема пожилых людей, контактирующих с COVID-19 в том, что многие из них принимают определенный класс препаратов, которые снижают давление (это ингибиторы ангиотензин превращающего фермента (АПФ) и блокаторы рецепторов ангиотензина). На поверхности их клеток в ответ на это компенсаторно увеличивается количество рецепторов АПФ. А характерной особенностью COVID-19 является именно его сродство к АПФ рецепторам, что обеспечивает успешное проникновение вируса внутрь клетки. То есть, у таких групп населения, а это, конечно, не только пожилые люди (в Великобритании, например, людей, принимающих антигипертензивные препараты этого класса — 10%), восприимчивость к вирусу выше.
Кроме того, пожилые люди, как правило, имеют букет хронических заболеваний: компенсированы или и не слишком изменения в сердце, сосудах, печени, почках, сахарный диабет. Соответственно, нагрузка резко увеличивается на эти органы в условиях вирусной инфекции. Тяжелее болеют — независимо от возраста — пациенты с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей, астмой, а также курящие. Но так же влияет на состояние организма и грипп, другие респираторные заболевания.
Когда нам ждать вспышку эпидемии гриппа?
Она может быть после отмены карантина, или следующим летом. Хотя, надеюсь, несмотря на обновленные сейчас человечеством навыки социальной санитарии и гигиены, ее (в виде эпидемии) может и не быть в этом сезоне.