Коронавирус и новое Средневековье

«С недавнего времени с разных сторон начали говорить о нашей эпохе как о новом Средневековье. Встает вопрос, идет ли речь о пророчестве или о констатации факта. Другими словами: мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или, как выразился Роберто Вакка в своей тревожной книге, нас ожидает „ближайшее средневековое будущее“? Вакка говорит о деградации крупных систем, типичных для технологической эры; они слишком обширны и сложны для того, чтобы одна центральная власть могла координировать их действия, и даже для того, чтобы каждой из них мог эффективно руководить управленческий аппарат; эти системы обречены на крушение, а в результате их сложных взаимодействий назад окажется отброшена вся промышленная цивилизация» Умберто Эко «Средние века уже начались» (1994 год)

Слова Умберто Эко сегодня звучат не просто как пророчество, а как обыденная реальность. Начиная с декабря 2019 года мир изменился. Причем изменился кардинально.

Давайте посмотрим на этот новый мир. Мир после коронавируса...

1.По всему миру закрываются границы. Ограничивается авиасообщение между странами, транспортное сообщение.

И, похоже, это не просто временная мера. Это долгоиграющий тренд.

2.Многие эксперты и политологи констатируют окончание эпохи глобализма. Трансатлантическая солидарность трещит по швам.

Страны замыкаются на себе и постепенно начинаются перестраивать экономику, делают упор на внутреннем производстве, максимально отказываясь от экспортно-импортной составляющей.

3.В большинстве стран резко вырос уровень недоверия и ненависти к чужакам. Если в январе 2020 года это касалось лишь китайцев. То теперь с опаской смотрят на всех приезжих. Этот процесс идет, в том числе, и в Китае, который практически справился с эпидемией коронавируса, но теперь боится повторного заражения от приезжающих в страну иностранцев.

Вскоре начнется процесс массовой депортации гастарбайтеров из различных стран.

4.Меняется культура поведения. Вместо поцелуев — приветствие на расстоянии. Вместо рукопожатия — касание локтями. Дистанция между людьми увеличивается.

5.В скором времени по всему миру можно будет ожидать рост уровня религиозности. Люди постепенно будут становиться более верующими, более восприимчивыми к иррациональному и мистическому.

6.Демократия отступает на второй план, а в перспективе может вообще исчезнуть как явление. Китай продемонстрировал, что бороться с глобальными угрозами можно только авторитарно-тоталитарными методами.

Эксперты уже отмечают, что китайский социализм может оказаться более эффективной в политическом и даже экономическом отношениях системой, чем американская демократия. По крайней мере, успехи Пекина на многих направлениях об этом наглядно свидетельствуют.

7.Идея Большого брата и тотальной слежки восторжествует. Но не на глобальном уровне, как предполагалось ранее, а на уровне отдельных государств. Уже сегодня можно констатировать, что именно страны, в которых имеет место тотальное слежение за людьми, за их передвижением и их действиями гораздо лучше и быстрее справлялись с эпидемией коронавируса. Эти тенденции, скорее всего, будут только набирать обороты.

Итак, что же вы получаем в сухом остатке?

— Страны и люди обосабливаются и замыкаются на своих проблемах;

— Эпоха демократии и глобализма уходит в небытие, ей на смену приходит эпоха тиранов, местных князьков и их вассалов;

— Будет и далее расти уровень местного национализма и нелюбви к иностранцам и чужакам;

— Люди будут становиться все более восприимчивыми к вере и религии;

— Будет расти уровень недоверчивости, доносительства со стороны людей и слежки за людьми со стороны государства.

Что это, как не новое Средневековье?

Видеоверсия колонки:

P.S. Перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии Марио Варгас Льоса через неделю после нашей публикации высказал похожую мысль: мы возвращаемся в средневековье (источник)