Эстонский «остров женщин», или Последний матриархат в Европе

Остров Кихну — одно из немногих мест на планете, где в эпоху повальной вестернизации все еще сохраняется уникальная культура. Кихну, Мания (Manija) и десяток других островов в Балтийском море, которые становятся обитаемы только летом, внесены в список нематериального наследия человечества.

Норвежская художница Анне Хелен Гьельстад (Anne Helene Gjelstad) предлагает заглянуть в тесно связанное общество, которое называют последним матриархатом в Европе. Ее проект «Большое сердце, сильные руки» посвящен крошечному острову протяженностью 7 км в длину и чуть больше 3 км в ширину. Здесь до сих пор сохраняется общинный уклад жизни и всем заправляют женщины,

На Кихну есть четыре деревни: Лемси, Линакюла, Роотсикюла и Сяаре. С материковой Эстонией остров соединен паромом, есть также авиасообщение с городом Пярну, зимой люди иногда переходят по замерзшему льду.

Это регион рыбаков и мореплавателей. Исторически сложилось, что местные женщины заведовали домашними делами, тогда как мужчины работали вдали от дома — в Эстонии либо рыбачили в море или охотились на тюленей. Остров оказался изолированным от остального мира, во многом из-за суровых погодных условий, благодаря чему сохранилась древняя культура, в частности руническая песенная традиция дохристианской эпохи, которая наряду с местными костюмами, языком, музыкой и ремеслами находится под охраной ЮНЕСКО.

Сейчас на острове около 300 постоянных жителей, большинство — женщины. Это единственное место в Эстонии, где люди ходят в национальных костюмах и в повседневной жизни. Женщины носят традиционные юбки в вертикальную полоску, а танцы и музыкальные инструменты — часть быта.

Замужество и материнство в почете: только замужним женщинам разрешается надевать традиционный фартук. Дети рождаются в сауне и повсюду ходят со своими матерями.

Говорят островитяне на диалекте эстонского Kinhu kiel, в котором, как и в финском, много слов, описывающих погоду, а в особенности море и лед.

Например, tie — это прочный лед, по которому можно ходить; tuulõeauk — тонкий и слишком опасный лед.

Летом на острове всегда много туристов. Местные женщины угощают их домашним хлебом, пивом и ягодным вином. Они отмечают сезонные события — такие, как майская миграция салаки или дни танца в августе. В октябре проводится фестиваль скрипичной музыки.

Эстонский режиссер Марк Соосаар снимал здесь документалистику, основной нарратив которой смещен в сторону социальной проблематики, в частности алкоголизма, что сильно исказило образ островитян в глазах других людей. «У местных жителей было ощущение, что их выставили на показ, как цирковых пони. И это очень задевало, — объясняет Анне Хелен Гьельстад. — Мне же хотелось лишь вскользь упомянуть о проблемах и не делать на этом основной акцент».

В своей книге художница рассказывает истории жительниц острова — о войне, работе и семейной жизни. На ее фотографиях женщины изображены сидящими в своих домах, за вязанием или работой в саду. Под фотографиями можно поставить совершенно любую дату — 10-, 20- или столетней давности, с тех пор здесь мало что изменилось, какие-либо отсылки к современности отсутствуют.

По стилистике эти снимки женщин напоминают работы авангардной художницы Натальи Гончаровой, а также близки работам Филиппа Малявина.

Лица женщин острова Кихну полны страдания. Отчасти это объясняется суровостью быта и погодных условий. Уже в самом географическом положении острова заложена идея завершенности пространства; он со всех сторон окружен опасностью и смертью — такое мировосприятие отражено и в фольклоре народов Балтии и Скандинавии.

Истории этих женщины — о смерти, жизненных невзгодах и терроре советских времен. Одна из них рассказала, как прощалась с матерью, которую вели на расстрел. Другая — как потеряла сына: на него упало дерево во время работы на лесозаготовке.

Расцветка одежды глубоко символична: красный — цвет молодости и счастья; синий — цвет скорби.

В матриархальном обществе, которое превыше всего ставит замужество, некоторые женщины все же остаются на задворках. Тем, кто не находил себе мужа, жить было сложнее. Бездетных не считали такими же полноценными, как остальных.

Когда жительнице Кихну исполняется 60, она начинает готовиться к похоронам, шьет красивые платья, вяжет рукавицы для молодых мужчин, которых выбирает в качестве копателей своей могилы.

По материалам ИноСМИ