В разгар эпидемии коронавируса COVID-19 пересмотрел прекрасную политико-медицинскую драму 2011 года — «Заражение». Фильм сняли буквально через пару лет после эпидемии птичьего гриппа, которая напугала весь мир. О нём неоднократно вспоминают в самой картине.
Кино у Стивена Содерберга получилось «на злобу дня», да ещё и с подбором хороших актёров (Мэтт Деймон, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Марион Котийяр, Лоуренс Фишборн).
Сейчас многие говорят, что сюжет картины напоминает нынешнюю ситуацию с коронавирусом COVID-19. Действительно, между сегодняшней эпидемией китайской заразы и фильмом можно провести параллели.
В фильме «Заражение» вирус появляется в Гонконге, после чего стремительно распространяется по всему миру. Его инкубационный период составляет всего несколько дней, он передается даже через предметы. Смертность от киношного вируса — в сотни раз выше, чем от COVID-19.
Отметил следующие моменты: правительство США всячески пытается скрыть информацию о вирусе от населения и СМИ, а какие-то активные действия по разрешению ситуации начинаются лишь через неделю после ЧП; уже через две недели ситуация с заражением выходит из-под контроля, а через три — мир напоминает апокалипсис, но власть всё так же пытается «избежать паники», из-за чего максимально закрывает любые данные.
Политические игры и бюрократические проволочки мешают и разработке вакцины. В итоге, долгожданное лекарство появляется лишь благодаря саботажу одного из медиков, который решил создать его на свой страх и риск, наплевав на запрет сверху.
Показательно и то, как работает сама медицинская система в США: на первых больных всем, в том числе и врачам, плевать. Ни о каком карантине или хотя бы желании разобраться в причинах странных смертей речь не идёт. Полное равнодушие — политиков, чиновников, врачей. Главное во всей этой истории — деньги.
В фильме, в отличие от нынешней ситуации, власти додумались прекратить авиационное и прочее сообщение. Украина сегодня остаётся одной из немногих «чистых» стран, но отменять рейсы в Италию, Германию и другие страны Европы, куда уже добрался коронавирус, никто и не думает.
(Писал колонку вечером 2 марта, а уже утром 3 числа коронавирус был официально подтверждён в Украине: заболевший мужчина приехал в Черновцы из «путешествия по Европе»).
При этом, как я слышал, многие наши сограждане даже спешат «смотаться» в ЕС — пока цены упали. Странно, что и турфирмы, не заботясь о репутации, очень неохотно отменяют поездки.
Если задуматься: для чего подавляющее большинство людей (99,999%) едут и летят сейчас в ЕС? Чтобы пить пиво? Глубокомысленно (и ничего не понимая) охать и ахать вокруг памятников архитектуры? А какое отношение к этому имеют все остальные? Ведь очевидно, что вернуться с коронавирусом может и абсолютно здоровый человек, после чего вероятность проблем уже внутри страны возрастает.
Я, например, отказался от намеченной на конец марта поездки в Берлин. Больше не за себя переживаю — просто с детства приучен к ответственности. В отличие от «поколения хочу».
Это и есть капитализм. Помноженный на либерализм головного мозга. Когда для того, чтобы удовлетворить «хотелки» хомячков, зачем-то рискует вся страна, а сами хомячки даже не думают о том, что делают.
В кино, как и в жизни, больные люди тоже ведут себя как хомячки и продолжают ходить на работу. Потому что при капитализме человек должен ходить на работу даже при смерти. Главное при капитализме — не здоровье человека, а его возможность заработать для хозяина прибавочную стоимость.