Пока правительство и лично не в меру говорливый Гончарук развлекают публику разговорами о каком-то росте какой-то экономики, январь нового года продолжил тенденцию ушедшего в историю 2019 года. А именно: на фоне продолжающегося уже скоро год спада промышленности и укрепляющейся по причине валютных спекуляций гривны нарастает недоимка в бюджет, что ведет к недофинансированию бюджетных программ, включая социальные расходы, медицину, образование, оборону и так далее. В этом смысле все более бредовыми представляются уверения власти в росте экономики, конечно, если не считать таким «ростом» накачку финансовой системы спекулятивным долларом под покупку ОВГЗ. Тем более что падение промышленного производства налицо.
Впрочем, винить в падении промышленности исключительно нынешнюю власть было бы несправедливо. Негативные тенденции ей достались от предыдущей власти. А главное, падение промышленного производства обусловлено целым рядом внешних факторов, от которых крайне зависит сырьевая экономика Украины.
Но даже в этом случае правительство должно хотя бы адекватно реагировать на эти внешние факторы и давать объективную оценку происходящему. Вместо этого мы видим, повторим, надувание пузыря ОВГЗ, который рано или поздно лопнет и может похоронить страну. Кроме того, правительство и лично Зеленский озабочены, похоже, единственной проблемой: как можно раньше начать распродажу земли сельхозназначения, как минимум, государственной земли колоссальной площадью 10 млн гектаров, выполняя таким образом заказ внешних кураторов Украины, которая становится все более несамостоятельной колонией глобального капитала.
А ситуация в экономике и в бюджетной сфере становится все более опасной.
В январе 2020 года, по данным Минфина, план поступлений в бюджет был недовыполнен на 24,5%, что составляет 13,8 млрд гривен. Таможенных платежей собрали 17 млрд гривен при плане 26 млрд, а НДС — 20 млрд при плане 28 млрд гривен. И это такая недоимка в госбюджете только за месяц.
Кстати, в местных бюджетах дела не лучше. При плане 23 млрд гривен сумели собрать только 19 млрд. Разница в 4 ярда для местных бюджетов — это очень много.
Можно, конечно говорить о том, что январь перенасыщен праздниками, а планы по поступлениям могли быть просто нереально завышенными. Но ведь правительство при бюджетном планировании должно учитывать эти вещи, и если оно в расчетах ошиблось почти на четверть, это говорит о вопиющем непрофессионализме персонажей, занявших посты в зе-власти.
Также в качестве аргумента приводятся отговорки, что в налоговой и таможенной службах сейчас ведутся какие-то очередные реформы и перестановки. И да, конечно, хипстер Нефёдов, глава таможенной службы, был зело занят посещением стриптиз-клуба.
Результатом всего этого безобразия станет недофинансирование и/или финансирование с большой задержкой всего комплекса бюджетных расходов, ибо недоимка почти в 25% — это уже форс-мажор. Кстати, реакции Зеленского не видно и не слышно. Он занят продажей земли и встречами с Папой Римским.
Экономист Виктор Скаршевский обращает внимание на то, что зе-власть бьет рекорды за рекордами, причем «улучшает» свои же рекордные показатели. Ведь в прошлом году недоимка достигала «всего лишь» 18%.
В Минфине такой провал пытаются объяснить вяло и неубедительно.
В прошлом году чиновники оправдывались тем, что существенно укрепилась гривна и подешевел газ, а потому, дескать, не удается наполнить бюджет.
Эти бредовые объяснения следует прокомментировать.
Прежде всего гривну укрепило само правительство, и началось это еще при Порошенко. Укрепили путем масштабного заведения в страну спекулятивного иностранного капитала под покупку ОВГЗ, которые сначала размещали под баснословные проценты. И хотя доходность облигаций в последнее время существенно снизилась, проблема пирамиды ОВГЗ становится все боле угрожающей, особенно в свете наметившейся нестабильности мировой финансовой системы. Ведь если спекулянты массово побегут из гривны и ОВГЗ, 2008 год может показаться цветочками, кстати, еще и потому, что к экономическому кризису добавляется война, которой в 2008 году не было.
Укрепление гривны и массовый завод в страну валюты стали бы благом, если бы это были прямые инвестиции в производство, в технологии, в инфраструктуру, как это происходило в свое время в Китае. В массовом заходе спекулятивного капитала и в соответствующем укреплении гривны на самом деле, с рядом оговорок, ничего хорошего нет. Думается, в Минфине, который «крутит» аферу с ОВГЗ, эти азы понимают, тем более что понимать здесь особо нечего. Таким образом, напрашивается обоснованное подозрение, что в накачке финансовой системы страны спекулятивными долларами кто-то имеет сугубо шкурный интерес.
Кстати, интересная деталь. В бюджет был заложен курс 27 гривен за доллар, которого близко нет уже очень давно. Не свидетельствует ли это о том, что чиновники прекрасно понимают: нынешняя ситуация недолговечна и скоро спекулянты могут начать выдергивать из страны валюту, что приведет к девальвации гривны. Правда, отметкой «27» дело может не ограничиться...
Удешевление энергоносителей, то есть газа, вообще все нормальные страны считают своей стратегической задачей, поскольку это позволяет дать импульс развитию производства, удешевить коммунальные расходы, высвободить инвестиционный ресурс. Так везде, но только не у нас. Лишь в Украине дешевый газ — это плохо, очевидно, потому, что у нас воруют не с прибыли, а с убытков, и при удешевлении энергоносителей убытки, точнее, затраты сокращаются, то есть «база дерибанообложения» (по аналогии с базой налогообложения) уменьшается. Ну или что-то в этом роде, Словом, Гондурас, наверное, рыдает от зависти, глядя на Украину в центре Европы!
Кстати, старые прошлогодние объяснения сегодняшних провалов не слишком и подходят, поскольку по итогам января гривна как раз девальвировала примерно на 5,6%, но в эти мелочи вдаваться уже не будем.
Недостаток бюджетных средств из-за невыполнения плана по поступлениям в бюджеты всех уровней уже начинает ощущаться на местах в виде нехватки средств на медицину и образование. Сокращения и задержки пенсий, субсидий и зарплат бюджетникам могут стать реальностью очень скоро.
В 2019 году бюджет был недовыполнен, по официальным данным, на 72,4 млрд гривен, что составило примерно 1,8% ВВП. Хотя есть мнение, что реальная доходная часть бюджета была недофинансирована на 85 млрд гривен. Чтобы спасти положение, «Нафтогаз» по указанию правительства даже перечислил 13 млрд гривен дивидендов государству не в январе, как положено, а в декабре. Но этот аванс в декабре вылился в то, что теперь поступлений не хватает в январе. Точно так же в декабре не доплатили до 7 млрд возмещения НДС, чтобы уменьшить расходы бюджета, но теперь эти средства надо возвращать в январе, увеличивая все те же расходы бюджета при все той же недоимке. Все эти манипуляции напоминают знаменитую «систему голова-ноги»: это когда короткое одеяло позволяет укрыть либо ноги, но тогда торчит голова, либо, наоборот, голову, но тогда ноги из-под одеяла выглядывают. Многие бюджетные программы в прошлом году правительство просто не выполняло, в частности по созданию и модернизации инфраструктуры, но долги за уже выполненные работы остались. Все эти проблемы «переползли» в 2020 год, увеличивая недостаток бюджетных средств уже теперь.
В качестве одной из причин падения поступлений в бюджет зе-власть называет сокращение объема импорта на 2,5%, что неизбежно привело к падению поступлений от налогов на импорт, прежде всего НДС. И никто не задался любопытным вопросом: почему, собственно, сократился импорт? Ведь ревальвация гривны, ее укрепление обычно ведет к увеличению импорта, а здесь все наоборот.
У этого странного явления могут быть две причины, и вполне возможно, что они действуют одновременно. Во-первых, несмотря на бравурные заявления зе-власти о росте доходов и экономики, имеет место падение реальных доходов, усугубленное ростом расходов на товары первой неорбходимости и коммунальные услуги, которые продолжают дорожать, несмотря ни на удешевление доллара и газа, ни на падение инфляции и уже чуть ли не дефляцию, как уверяют чиновники. Очевидно, что в этих условиях населению не до покупки дорогих импортных товаров. Во-вторых, импортеры могли приостановить свои операции ввиду проводимых зе-властью очередных реформ на таможне и в налоговой.
В разрезе отдельных налогов недоимка в бюджет выглядит следующим образом. На 2,2 млрд гривен меньше запланированного оказались поступления от акцизов, товаров, которые производятся в Украине, поскольку в январе снизилось производство табачных изделий. На 2,4 млрд гривен меньше поступило рентных платежей за использование природных ресурсов, поскольку снизились цены на газ, а также упала внутренняя добыча (это к вопросу о гигантских доходах нафтогазовского начальства). Наконец, в связи с указанными выше задержками с возвратом НДС в декабре 2019 года в январе баланс «поступления-возврат» по НДС оказался на 2,5 млрд ниже запланированного. Кроме того, из-за снижения валютного курса и объемов импорта, а также цен на целый ряд товарных позиций импорта, включая газ и нефтепродукты, план поступлений по таможне был недовыполнен на 7,9 млрд гривен.
Озвучивая причины огромной недоимки в бюджет, зе-власть умалчивает о такой важной причине, как сокращение промышленного производства. А ведь промышленное производство падает уже семь месяцев подряд и темпы падения со временем только увеличиваются. В 2019 году падение производства составило 1,8%, а в перерабатывающих отраслях — 2%.
Но это «средняя температура по палате». Если же взглянуть в разрез по отраслям, то пора уже кричать «караул!». В декабре 2019 года объемы производства в пищевой промышленности упали на 2,4%, фармацевтической промышленности — на 6,8%, текстильной промышленности — на 8,1%. Отдельно обращаем внимание на то, что металлургия, являющаяся наряду с сельским хозяйством одним из главных поставщиков валютной выручки в страну, снизила в январе объемы производства на 10%. Но хуже всего ситуация в машиностроении, объемы производства в котором сократились аж на 14%, то есть именно в отрасли с глубокой переработкой и высокой добавленной стоимостью падение было самым глубоким, и это свидетельствует о дальнейшей деградации экономики и страны в целом.
Рост объемов производства в декабре отмечен только в мебельной промышленности на 2,4%, а также в химической промышленности на 8,7%. Последнее, очевидно, вызвано существенным удешевлением природного газа, являющегося в ряде отраслей химической промышленности не энергоносителем, а сырьем для производства, удешевление которого стимулировало производственный рост.
Поскольку падение промышленного производства отражается на поступлениях в бюджет не сразу, а с некоторой задержкой, то, по прогнозам экономиста Виктора Скаршевского, в последующие месяцы падение промышленности будет одним из факторов нехватки средств в доходной части бюджета. Вслед за этим могут пойти под нож многие бюджетные расходы, вплоть до социальных выплат.
В этом смысле действия, точнее, бездействие власти является самым настоящим криминальным преступлением.