Андроповская Предперестройка в кино

В 1981 году на экраны вышел военный фильм Александра Сурина под незатейливым названием «Сашка». Сегодня он практически неизвестен широкой публике, о нём знают разве что киноведы. Это и неудивительно, учитывая, что с художественной точки зрения картина вышла, мягко говоря, посредственной. Но с точки зрения исторической этот фильм, безусловно, знаковый.

Начиная с 81-го года в советском кино начался очень любопытный процесс. Один за другим стали выходить фильмы, ставящие вопросы, которые в отечественном кинематографе раннее ставить было не принято. Фильмы эти с каждым годом всё явственнее показывали углубляющийся кризис советского общества и пропагандистки обосновывали необходимость реформ. Позже эти реформы будут воплощены под названием Перестройка. Компания пропаганды реформ шла в кино по нарастающей до 83-го года, и самыми яркими и известными работами в этой серии были «Магистраль» Виктора Трегубовича, «Дублёр начинает действовать» Эрнеста Ясана и «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова.

Интересно, что процесс стартовал при позднем Брежневе, усилился при Андропове, и как по волшебству угас с приходом к власти Черненко. А после его смерти вернулся в новом виде, уже в виде перестроечного кино. Выход этих фильмов очевидно доказывает реальное существование среди партийной элиты группы, планировавшей Перестройку задолго до прихода к власти Горбачёва. И эта группа даже начала уже процесс, который уместно именовать Предперестройкой.

Советская киноиндустрия была полностью подконтрольна партии. И без соответствующей команды ни один худсовет никогда не пропустил бы подобных лент. Очевидно, это не случайные прихоти отдельных режиссёров, внезапно возникшие в 81-м году. Это система.

Но фильм «Сашка» доказывает, что уже тогда планы Предперестройщиков простирались дальше. Они не только начали указывать на недостатки советской экономики и управления. Они уже тогда, в 81-м году, пытались начать демонтаж Великой Отечественной Войны в качестве ценностного стержня советского человека.

Такие фильмы как «Сашка», даже сейчас снимают редко, и каждый выход подобного фильма сопровождается сегодня скандалом. «Сашка» задаёт уровень очернения войны даже не современный, – а позднеперестроечный. Советские солдаты в фильме скотоподобны, они непрерывно матерятся и плюются, как верблюды. Офицеры, как правило, трусливы или пьяны, в тыловых госпиталях воруют и держат раненых впроголодь, а медсёстры не прочь поразвлечься с солдатиками с первых же дней знакомства. Даже немецкий военнопленный, которого сыграл молодой Леонид Ярмольник, смотрится на фоне утопающего в грязи свиномордого быдла в драных ватниках представителем высшей расы: дрожащий от страха сопливый мальчишка из Вермахта безусловно выигрывает на фоне победивших его тупых унтерменшей.

Помимо прочего, в этом фильме ещё и беспрецедентный для тогдашнего СССР уровень насилия, в этом плане режиссер, безусловно, расширил «окно Овертона», как сегодня любят говорить. И позволил следующим режиссёрам пойти дальше: подготовил почву для перестроечного кино на военную тему, стартовавшего с фильма Элема Климова «Иди и смотри».

Характерно, что режиссёр Александр Сурин тоже свалился не с неба. Он сын хрущёвского директора Мосфильма Владимира Сурина. Представитель потомственной советской киноэлиты, приятель семьи Михалковых. В 2000-м году из рук Путина он получил звание заслуженного артиста России. Что весьма символично.

Но в 81-м году советское общество было ещё не готово к такому очернительству Великой Отечественной. Ставший пробным камнем фильм вызвал протесты среди зрителей. И очернение войны отложили, чтобы готовить его постепенно и более тщательно. Но это случилось уже в Перестройку.