Кина в Украине не будет: электричество есть, но искусство давно кончилось

Помните слова персонажа Савелия Крамарова в фильме «Джентльмены удачи»: «Кина не будет — электричество кончилось»? С одной стороны, к Украине это вроде бы не относится. Даже несмотря на запредельный рост тарифов и цен, катастрофическое обнищание страны и народа, все равно — для украинского кино «электропитание», то есть бюджетное финансирование, не только не кончается, но и постоянно увеличивается в объемах.

Причем в таких объемах, которые были совершенно немыслимы и недосягаемы для лучших представителей данной отрасли — ни в старые советские, ни в перестроечные, ни в первые постсоветские годы. Например, на 2019 год для поддержания этой сферы в бюджете было заложено 500 млн. грн., а на 2020-й — аж целых 750.

Притом что фактически уничтожены «Укртелефильм» и Одесская к/с (сейчас ее активно прихватизирует коломоец Ткаченко), а студия им. Довженко стала арендодателем помещений для частных коммерческих фирм. В том числе тех самых продакшн-студий, кои облепили, как мухи, Госкино Украины и сосут из него деньги налогоплательщиков на свои убогие, но зато «свидомые» проекты — вроде псевдоисторических опусов о Петлюре, ОУН-УПА, а также фильмов о «героических вояках АТО».

Ни Леонид Быков, ни Станислав Говорухин, ни Роман Балаян, ни Михаил Беликов, ни Петр Тодоровский, ни другие выдающиеся кинематографисты, в свое время принесшие украинскому кино общесоюзную и международную славу, о подобном финансировании и мечтать не могли.

А какие-то нынешние мытци, вроде звездочки порошенковского канала «Прямой» Янины Соколовой, его получают безо всякого труда. Просто зачитав на совещании в Госкино бумажку в несколько строчек о своем «суперпроекте».

Впрочем, сие легко объяснимо — дружественные Госкино контрагенты и партнеры имеют возможность практически безнаказанно «откатывать» в благодарность за такую дружбу, прикрываясь ширмой возрождения национального кино. Потому, видимо, финансирование и растет такими темпами.

Особенно оно стало раздуваться после победы Майдана-2014 и воцарения в кресле председателя Госкино Пылыпа Ильенко, члена тягнибоковской «Свободы» и брата еще одного «свободовца» — погромщика и ярого националиста Андрия. А еще оба они являются отпрысками Юрия Ильенко — известного режиссера и актера, ныне покойного, который считается представителем так называемого поэтического кино. ХДа-да, именно Юрий Герасимович Ильенко превозносится тягнибоковскими «патриотами» как «духовный батько» и вдохновитель их движения.

Вообще на этих представителях династии Ильенко стоит остановиться поподробнее. Ибо именно они, на мой взгляд, сыграли, по сути, убийственную роль и в разрушении украинского кинематографа, и в привитии своему зрителю вредоносной националистической идеологии, антикультуры и ненависти ко всему русскому. Так произошла некая эволюция, точнее сказать, деградация: от «украинского поэтического кино» до того, как мне кажется, пафосного, но абсолютно лживого и бездарного хлама, которым является нынешний, с позволения сказать, национальный кинопродукт.

Считается, что родоначальником «поэтического кино» был Александр Довженко. Именно в его фильмах делался упор на патетику. В его стилистике — актерские «пережимы», высокопарные речи, горящие глаза и прочая напыщенность. Но первой картиной «поэтического кино» принято, тем не менее, считать «Тени забытых предков» Параджанова, где Ильенко был оператором. Фильм имел международный успех.

Наверное, позволительно сделать следующий вывод: современное украинское антикино, не имеющее никаких, даже минимальных, признаков искусства, проросло, как плевел, из того самого «поэтического кино», адептами которого были Юрий Ильенко и его единомышленники. Видимо, слащаво-пафосный национализм был заложен в этом кино изначально, а в годы независимости он лишь получил новое развитие. Конечно, подобный вывод может показаться небесспорным. Но если вдуматься, ничего удивительного в нем нет. Политическая мимикрия всегда была на вооружении у украинских «мытцив», примеров чему множество.

Неудивительно, например, что мэтры украинского актерства Степанков и Роговцева, переигравшие множество ролей коммунистов и комиссаров, на своих вечеринках, по свидетельству очевидцев, любили исполнять бандеровские песни. Покойный Константин Петрович в годы перестройки переименовался на галичанский манер Костем, а Ада Николаевна сегодня превратилась, можно сказать, в оголтелую националистку и русофобку. Неудивительно, что тот же Юрий Ильенко вплоть до самого распада СССР снимал сколь жутко нудные, столь по-коммунистически правильные ленты. Нормальному человеку, как по мне, их смотреть было просто невозможно. Однако украинская «кинокритика» относила их к шедеврам.

Например, «Соломенные колокола» — редчайшую двухсерийную нудоту, где Ильенко в подробностях изображал зверства бандеровцев и даже для этой цели снимал голой в кадре свою жену — мать тех самых Андрия и Пылыпа. После просмотра данного «шедевра» трудно было отделаться от ощущения, что режиссер не вполне здоров психически — такие ужасы и кошмары, творимые ОУН-УПА, он там смаковал. Лента вышла на экраны в конце 1980-х, и то, что было у Ильенко вместо совести, видимо, позволяло ему жить с такими двойными стандартами. С одной стороны, с пеленок воспитывать в духе укронационализма двух сынков, а с другой — «осваивать» деньги из Госкино на свою псевдоантибандеровскую галиматью.

 

Можно сказать, что прообразом нынешнего Госкино была контора под названием «Украинфильм», созданная летом 1918 года после указа гетмана Скоропадского об украинизации синематографа. Затем, уже после Гражданской войны, в 1922 году, большевики организовали т. н. Всеукраинское фотокиноуправление, объединившее кинопроизводство, прокат, кинопромышленность и образование, а также студии и кинопечать УССР и Крыма. Затем, в 1930-х, на его базе создали государственный трест, позднее превращенный в Государственный комитет УССР по кинематографии.

В перестроечном 1988 году Верховный Совет Украины комитет ликвидировал. Правда, ненадолго. Сразу после провозглашения независимости восстановлением его — под вывеской Госфонда украинской кинематографии — занялся... тот самый Юрий Ильенко. Опытный кино-«деловар», видимо, отлично понимал, сколь важно организовать фактически неподконтрольное государственное финансирование, в первую очередь для его собственных проектов.

Почему неподконтрольное? Да очень просто. Ведь фильмопроизводство — дело штучное. Оно не подлежит прохождению открытых тендерных процедур, с участием нескольких претендентов на казенное «бабло». По той простой причине, что и сценарий, и режиссура, и актерская игра — это авторское творчество. Это не компьютеры или, скажем, промтовары, или техника, которые можно закупать у разных конкурирующих фирм, по закону ориентируясь на низкую цену без утраты качества. Творчество оценивается самим автором (или авторами). Они могут хоть миллиард запросить за него. Посему выделение госсредств на эти опусы и происходит по схеме «на единого исполнителя». А сколько затем из полученных сумм госкиношные «контрагенты» откатывают властным «побратимам», можно лишь догадываться.

Сегодня, конечно, могут проводиться ревизии, проверки целевого использования средств и проч. — в технико-технологической части процесса кинопроизводства. Но никакой ревизии никто не проведет у автора сценария или режиссера, получившего авторский гонорар. Потому что эти деньги «законно» получены «на одного исполнителя». Тут следует добавить, что если аппетиты авторов не укладываются в рамки установленных государственных расценок, то вопрос решается просто. Госконтора заключает договор о производстве в целом с коммерческой фирмой и перебрасывает туда общую сумму. А фирма уже выплачивает гонорары любые, безо всяких ограничений.

В начале 1990-х, во времена фондовой активности будущего члена политсовета «Свободы», вообще проверки были редкостью. Потому-то, видимо, «мэтр поэтического кино» и озаботился сколачиванием упомянутого Госфонда. Последний его фильм — «Молитва о гетьмане Мазепе» — характерный, на мой взгляд, образчик эволюции-деградации, от популяризации гуцульских языческих обрядов до воспевания иуды за государственный счет. Надо заметить: не зря, видимо, во время «декоммунизации» улицу Мельникова в Киеве переименовали в улицу имени Ильенко, наряду с увековечиванием памяти прочих гитлеровских коллаборационистов.

Но вернемся к Госкино. Итак, в 2014 году его руководителем стал Ильенко-младший, который активно занялся продолжением дела своего отца. В частности, сумел организовать огромное финансирование для своей структуры — абсолютно несовместимое с качеством производимого в Украине контента. Однако это не помешало ему заявить: «Мы можем уверенно заявлять, что возвращаем себе статус кинематографической страны и наше кино становится успешным».

Конечно, и контора Ильенко, и вся свидомая пресса вовсю рапортовали о великих достижениях в своей отрасли. К таким достижениям они относили, например, следующие, так сказать, шедевры: «Свингеры», «Киборги: Герои не умирают», комедии «DZIDZIO Контрабас» и фэнтези «Сторожевая застава». То есть, на мой взгляд, воспевается разврат, воспевание войны, идиотские хохмы и бесовщина.

Согласно сообщению пресс-службы Министерства культуры, молодежи и спорта, расходы на информационную политику в следующем году составят 2,58 млрд. грн. (в том числе упомянутые 750 млн. — на Госкино). Это означает 60%-й рост по сравнению с текущим годом. Притом что на субсидии отводится куда меньше денег, а получать их гораздо сложнее. Чиновники Госкино отдают приоритет бюджетной программе «Создание патриотического кино», которая в 2018 году состояла из второй половины общего финансирования, то есть 500 млн. грн. В 2019-м туда ее распространили на общие ресурсы, переданные в распоряжение Украинскому культурному фонду, и сделали целевой. Это, как мне кажется, означает одно: будет продолжено штампование «атошной» тематики, бандеровской «героики», направленное на дальнейшее промывание мозга украинской аудитории.

В октябре 2019 года Кабмин утвердил временным руководителем Госкино Юлию Шевчук вместо Пылыпа Ильенко, ушедшего в августе в отставку. Новая шефиня ведомства работала здесь же начальником юридического отдела. Решение о назначении постоянного председателя будет принято, якобы на конкурсной основе, по итогам изучения предложений соискателей и их планов по развитию конторы. Впрочем, как будет эта киноконтора развиваться в дальнейшем, предугадать нетрудно. Особенно если не забывать, что культурная политика новой власти ничем глобально не отличается от порошенковской. Ну разве что поменяются контрагенты, приносящие откаты.

И все это на фоне глупых запретов российских фильмов, книг, телепрограмм. Конечно, на фоне такой пустоши можно вкладывать в мозги аудитории, что продукция укркино отличается высоким качеством. Но от этого оно в реальности не улучшается. А поделки, снятые за миллионы денег налогоплательщиков, в шедевры искусства никогда не превратятся.

Так что никакого «кина» в Украине в действительности нет и, скорее всего, и не будет. Во всяком случае, пока здесь заправляют временщики.