Глава церковного суда Киевской епархии объяснил разницу между лишением сана и запретом священнослужителей

Правила о рукоположении епископов, о том, кто может считаться преемником апостолов, а кто уже нет, правила о лишении священного сана относятся к первостепенным церковным правилам, которые подобны положениям конституции государства. Как выяснили журналисты «Фразы», об этом сказал глава церковного суда Киевской епархии Украинской Православной Церкви, доцент Киевской духовной академии архиепископ Феодосий во время встречи с верующими при столичном храме в честь святителя Николая вечером 21 ноября.

Как сообщает Центр информации УПЦ со ссылкой на «Фома в Украине», мероприятие прошло в рамках цикла просветительских встреч «Никольские вечера», которые проводят волонтеры проекта «Наша Лепта».

«В июне 1992 года два бывших архиерея нашей Церкви — митрополит Филарет и его сподвижник епископ Иаков (Панчук), ранее запрещённые в священнослужении, — были лишены священного сана и стали обычными монахами. В их случае нить апостольского преемства была прервана», — напомнил владыка Феодосий.

Потому таинства, которые«совершили лишённые сана бывшие митрополит Филарет и епископ Иаков, не действительны.
«Всё, что было совершено ими с тех пор, УПЦ и все Церкви, верные православным канонам, считают недействительными и неблагодатными», — подчеркнул владыка Феодосий.

Также недействительны и неблагодатны и таинства, совершённые рукоположёнными ими священниками.

Он отметил, что «кто-то скажет: «Но есть же исторические прецеденты, когда епископам и священникам возвращали сан, даже посмертно?».

Как подчеркнул доцент КДА, законно лишённый сана священнослужитель никогда не может быть в нём восстановлен. В случаях же, когда священнослужителю «возвращали» сан, имела место лишь его реабилитация в глазах верующих. Потому что решение церковного суда было неправомочным (суд был введён в заблуждение клеветниками и/или не вник во все обстоятельства дела), и хотя было постановлено извергнуть подсудимого из сана, тот, как невиновный перед Богом, остался священником. Со временем, когда выяснялась правда, Церковь заявляла, что священнослужитель всегда находился в сане.

«Именно такие ситуации иногда ошибочно называют возвращением в сан священнослужителя», — сказал иерарх.

Он рассказал о церковных канонах.

«Свод канонических правил Церкви — это все те правила, по которым живёт Православная Церковь. Для чего они нужны? Чтобы защититься от крайностей, неправильностей, церковных преступлений. Но как светское общество руководствуется правилами разной степени важности — например, есть уголовный кодекс, а есть правила поведения в лифте, — так и в Церкви есть правила первостепенные, второстепенные и т.д., и нельзя равнять нарушение „статьи уголовного кодекса“ с несоблюдением одного из „правил поведения в лифте“», — сказал владыка Феодосий.
Потому неуместны обвинения представителей неканоничных структур в том, что в Церкви не соблюдается, например, правило рукоположения человека в сан диакона только при достижении им 25-летнего возраста.

«Своды церковных правил разные по важности, своей сути и времени употребления. Есть обязательные для исполнения, а есть применимые для определенного времени, определенной исторической ситуации в жизни Церкви», — отметил архиерей.

Кто определяет, нужно ли строго соблюдать то или иное церковное правило? Православная Церковь, и дал Ей это право Иисус Христос, сказав апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). «Этим правом „вязать и решить“ и пользуется Православная Церковь на протяжении 2 тысяч лет для того, чтобы строить церковную жизнь», — напомнил владыка Феодосий.

Ранее «Фраза» сообщала, что в УПЦ считают служение епископа Чешской Церкви с представителями ПЦУ лишь самоуправством.