С XVII века до 1959 года Далай-ламы были теократическими правителями Тибета, считавшиеся перевоплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирал действующий Далай-лама, группа тибетских монахов отправлялась на поиски его перевоплощения — маленького мальчика из Тибета, которого забирали в столицу Лхасу, где после обучения у старших лам его возводили на трон.
В 1940 году правителем Тибета стал нынешний Далай-лама XIV, которому тогда было 5 лет. В 1949 году в Тибет вторгаются китайские коммунисты, начинается процесс интеграции буддистского Тибета в Китай.
Естественно, атеистические власти КНР не хотели мириться с существованием в Тибете теократического правителя, и в 1959 году юный Далай-лама оставляет Лхасу, чтобы найти убежище в Индии. После этого Далай-лама XIV более не бывал в Тибете, поскольку власти КНР объявили его террористом, руководящим сепаратистским антикитайским подпольем.
Примерно с начала нулевых китайские власти особо пристально следят за изгнанником. Ведь Далай-лама уже старец, а значит в обозримом будущем некий тибетский юноша станет новым воплощением Будды Авалокитешвары. И здесь Пекин рассчитывает воспользоваться возможностью и «подкорректировать» процесс избрания нового Далай-ламы, который должен будет поддерживать политический режим КНР.
Именно поэтому еще в 2007 году атеистические власти Китая подготавливают документ «Административные меры по реинкарнации живых Будд», в котором на государственном уровне утверждается процедура поиска и выбора перевоплощений буддистских божеств. Создается особая «Китайская буддистская ассоциация», состоящая из лояльных режиму монахов, которые в будущем должны будут выбрать нового Далай-ламу.
Чтобы не допустить вмешательства коммунистов в процесс выбора нового лидера Тибета, Далай-лама XIV в марте 2019 года сказал, что может в будущем переродится не в подконтрольном Китаю Тибете, а в Индии.
В ответ на это представитель МИД КНР Лу Кан заявил: «Реинкарнация живых Будд, включая Далай-ламу, должна соблюдать государственные законы и религиозные ритуалы». Пикантности всей этой ситуации добавляет тот факт, что сам Лу Кан как член компартии является атеистом, но при этом официально высказывается по вопросу перерождений живых Будд.
В ноябре посол США по вопросам международной свободы Сэм Браунбэк (известный в России по ситуации с церковном кризисом на Украине) предложил рассмотреть вопрос о перерождении Далай-ламы в ООН. Выступление Браунбэка по этому поводу было весьма эмоциональным: «Я твердо уверен, что у Компартии Китая есть план в отношении будущего Далай-ламы. Поэтому мы должны быть столь же агрессивны и в своем плане действий (we have to be equally aggressive with a plan)».
Сотрудник МИД КНР Гэн Шуан в ответ на инициативу Браунбэка заявил, что Пекин выступает решительно против контактов любых иностранных политиков с нынешним Далай-ламой, поскольку последний занимается антикитайской пропагандой, а поиски нового перевоплощения будут проходить в соответствии с ранее принятыми в КНР «Административными мерами по реинкарнации живых Будд».
Можно ожидать, что после кончины Далай-ламы XIV ситуация с поиском его нового перевоплощения породит раскол среди последователей Тибетского буддизма, а также станет ареной противостояния Китая и США, которые заинтересованы в выгодном для себя решении этого вопроса.