Общий критический тон, который взят в отношении шестой части франшизы о терминаторе, совершенно понятен. Действительно, слишком много общего со вторым фильмом. Действительно, слабый сценарий. Действительно, ворох лживых обещаний о том, что новый «истинно кэмероновский» фильм будет не хуже, чем «Судный день», вторая картина серии.
Кроме того, возникает привычный для нашего кинематографа (но не для американского) вопрос: куда и на что потрачены двести миллионов долларов.
Всё это верно, но поговорить хочется о другом.
Об отсутствии мужчин в фильме. Это тоже вызвало массу иронических отзывов и шуточек на тему «это тот же второй терминатор, только захваченный феминистками». Но всё несколько интереснее и сложнее.
Во-первых, логика рынка вынуждает подстраиваться под аудиторию. Ни для кого не секрет, что самым активным покупателем в США и ряде европейских стран являются лица женского пола от 16 до 25. Это касается не только ширпотреба (от модных гаджетов до тряпок), но и кинопродуктов. Отсюда и неуклонно рустующее число носительниц бронелифчиков и бронетрусов в фильмах. Конечно, часть аудитории (преимущественно мужскую) это отпугивает. Но потери компенсируются ростом женской аудитории.
Мужчины отошли на вторые роли даже в качестве зрителей боевичков.
Марксист, не раздумывая, сказал бы, что такая «рыночная феминизация» порождает феминизацию социальную. Прав марксист или не прав, но «рыночная» и социальная действительно идут ноздря в ноздрю.
Неуклонно падает роль мужчины не только в фильмах, но и в жизни, и это, безусловно, связано с отсутствием спроса на мужские качества в современном обществе. Мужчина в роли защитника, добытчика и кормильца ушёл в прошлое.
Вопросов, которые женщина не могла бы решить самостоятельно, не существует. Не существует и работ, на которые она не может устроиться. Те немногие работы, которые требуют грубой физической силы, - практически все давно перестали считаться престижными. А те считанные, что престижными считаться пока не перестали, структурированы нужным образом, как спорт или служба в силовых структурах. Деторождение тоже помехой для карьеры не является, ибо оно сведено к минимуму. Кстати, последние достижения науки уже сделали мужчину не обязательным в процессе деторождения даже в качестве донора спермы.
При этом те качества, которые традиционно считались мужскими, в большинстве случаев мешают успешному построению карьеры, а зачастую просто несовместимы с выполнением ежедневных обязанностей работника Макдоналдса, доставщика пиццы и т.п.
Мужской мир умирает, и в фильмах (даже не претендующих ни на какую художественную ценность) мы видим отражение этого процесса. Если в середине 80-х и даже в начале нулевых, было понятно, что полководец и лидер будущего должен быть мужчиной, то в конце 10-х гг. это уже не так. И сценаристам, и многим зрителям (на Западе, частью которого мы так стремимся стать) действительно кажется, что спасти человечество на поле брани можно и без мужчин. Мир поменялся стремительно, за считанные два десятилетия.
Финал фильма хорош по-настоящему. Два мужчины-терминатора помирают. И хороший, и плохой; и молодой, и старый – одинаково не нужны. Зато остаются три героини, находящиеся в трёх возрастах. Символично.
И самое здесь ценное – что это вовсе не тонкий художественный ход. Жанр фильма, да и уровень сценаристов и режиссёра таких тонких ходов не предполагает. Это получилось само собой просто по ходу фильма.
И действительно, зачем нужны мужчины в современном мире?
Впрочем, мусульмане считают по-другому, и терминаторов (в юбке ли, в брюках ли), способных спасти от них европейскую цивилизацию, пока как-то не видать.