Фильм «Арахисовый сокол»: маленькое кино с гигантской душой

Выберите маленький и чуточку старомодный кинотеатр, в котором есть крошечный уютный зал, почти напоминающий домашний просмотр на любимом заеложенном диване, и посмотрите «Арахисового сокола» — историю, которая как арахисовое масло: лакомство на все случаи жизни, безотказное лекарство от дурного настроения и разочарованности пошлым современным искусством. Живое, искреннее, настоящее кино.

Действие разворачивается на задворках штата Вирджиния, среди заболоченных рек, где пахнет тростником, тиной и рыбой. Из дома престарелых однажды ночью через оконную решетку, смазав тело маслом, сбегает совершенно голый Зак (вернее, одетый в одни только большие белые хлопковые трусы), 22-летний парень с синдромом Дауна, уставший жить в окружении больничных стен, медперсонала и умирающих стариков, мечтающий увидеть внешний мир, почувствовать подлинную жизнь (к которой он, возможно, и не совсем готов, но это ведь то же, что научиться плавать посредством пинка под зад: пока не прыгнешь в воду, не научишься), добраться до школы рестлинга, видеокассеты про которую засмотрел до дыр, и стать чемпионом.

 

Осуществляя побег, он оказывается в моторной лодке, которую угоняет лишившийся лицензии на рыболовлю молодой рыбак Тайлер (Шайа ЛаБаф), со злости спаливший снасти своего конкурента. Сперва Тайлер, естественно, пытается избавиться от непрошенного попутчика, но вскоре становится для Зака другом, наставником и компаньоном по большой авантюре под маленьким парусом. А затем их мужская компания разбавляется милой и пытающейся быть правильной Элеанор, девушкой-волонтером из пансионата, которая отправилась на поиски сбежавшего Зака.

Помните, как в комедии «Гром в тропиках» («Солдаты неудачи») герой Бена Стиллера (посредственный актер, жаждущий получить заветный «Оскар») считал, что достаточно сыграть неполноценного — и киноакадемики растрогаются сто процентов (а еще лучше, конечно же, неполноценную чернокожую женщину-лесбиянку). Так вот, может показаться, что создатели «Арахисового сокола», сделавшие главным героем своей истории парня с синдромом Дауна, тоже очень хотели расчувствовать академиков и получить статуэтку.

Но ничего подобного. «Арахисовый сокол» не пытается выжать слезу, не выпрашивает жалость, не ныряет в душещипательную драму. Совсем наоборот, он увлекает в захватывающее приключение, смешное, чуточку опасное, скромное и пустяковое, казалось бы, но в то же время великое и значимое в рамках мироощущения трех непохожих друг на друга, но одинаково надломленных и случайно собравшихся вместе искателей цели и смысла жить; приключение, которое по всем законам реальности должно однажды неизбежно оборваться, закончиться, вернуться на круги своя. Но по законам кино способно длиться вечно.

Когда-то был такой норвежский режиссерский дуэт (теперь постановщики работают порознь), состоящий из Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга, которые заявили о себе приключенческим фильмом «Кон-Тики», получившим номинацию на «Оскар» в иностранной категории, — невероятной историей о путешествии на маленьком плоту через огромный Тихий океан. Похожая ситуация сложилась вокруг режиссерского тандема Тайлера Нилсона и Майка Шварца, которые заявили о себе «Арахисовым соколом» — невероятной историей покорения мечты на маленьком плоту через большие социальные препятствия. И имена этих ребят определенно стоит запомнить, потому что они непременно еще всплывут в Голливуде. Только в масштабах «Кон-Тики» фильм Шварца и Нилсона — как бумажный кораблик, пущенный по луже вблизи родного дома, сделанный с любовью собственными руками.

И к слову, чертовски приятно видеть на экране ЛаБафа в такой вот простой, человечной роли. У актера сперва был период «Трансформеров», популярности и коммерческого успеха. Затем случился период личностного кризиса, непопулярности и эпатажных выходок. А теперь, судя по всему, наступил этап подлинного творчества и явного внутреннего комфорта. Эта гармония ЛаБафа с самим собой и с тем, что он делает на экране, видна, как говорится, невооруженным глазом.

«Арахисового сокола» можно назвать и бадди-муви, и ромкомом одновременно; и роуд-муви, и приключенческим романом. И даже вестерном, современным южноамериканским вестерном. Тут есть путники-протагонисты, плохие ребята с пушками, погони, небольшая перестрелка, созвучные с пустынными болотистые ландшафты, чистая девушка, нуждающаяся в рыцаре, опасная переправа через реку, пьяные пляски у ночного костра с бутылкой самогона в одной руке и банкой арахисового масла в другой...

Этот фильм на фоне прочего кинотеатрального репертуара, посреди блокбастеров и амбициозных драм, заточенных под наградный сезон, также хрупок, как тот самодельный бумажный кораблик посреди настоящих железных кораблей. И оттого его хочется оберегать и лелеять; не давать бумаге намокнуть, раствориться в воде и исчезнуть без следа.