Война на Донбассе породила целые классы техники, которой ранее не существовало в украинской армии. Одно из таких довольно перспективных направлений — появление бронированных грузовиков.
В своем развитии начиная с весны-лета 2014 года такие машины прошли несколько этапов, приведших в конце-концов к заводскому варианту, который покупают практически все силовые ведомства.
Первые условно бронированные грузовики появились практически сразу с началом активных боевых действий. Водители колонн снабжения, которые ездили по всему Донбассу, после первых же случаев засад и обстрелов начали самостоятельно добронировать свои машины и достаточно быстро от «лайт»-варианта, опробованного еще советскими солдатами в Афганистане, который заключался в навешивании на дверцы кабины бронежилета, перешли к использованию любого подручного металла. Причем приваривали, где только можно – от кабины до топливного бака. Все это значительно ухудшало общие характеристики машины, однако давало иллюзию защищенности.
Таким образом добронировали буквально все, на чем ездили – КамАЗы, Уралы, даже ГАЗ-66. Правда, от бронирования последних очень быстро отказались ввиду того, что мощности двигателя явно не хватало.
Затем созданием бронегрузовиков занялись волонтеры. И тут уже выбор шасси зависел от того, какую именно машину удалось купить. Как правило, это были МАЗы или Уралы. Однако бойцы «Правого сектора» иногда использовали и западные машины, купленные волонтерами.
При этом, как правило, варианты бронирования зависели только от фантазии сварщика-исполнителя. Причем в большинстве случаев использовалась обычная листовая сталь даже без закалки. Что резко снижало боевую ценность таких «шушпанцеров». От мелких осколков артиллерийских снарядов и от пуль на излете они держали, но в случае прямого обстрела даже из обычного пехотного пулемета шансов выжить у солдат было немного.
Так, проникая через импровизированную стальную защиту, пуля разрушается на множество фрагментов, что в итоге создает осколочное поле из фрагментов обшивки, а также меняет направление своего движения и начинает кувыркаться в полете. Все это фактически увеличивает убойное действие боеприпаса по живой силе. Кроме того, профессиональные военные отмечали полное отсутствие защиты от мин и самодельных взрывных устройств. Хотя требовать этого от самоделок по крайней мере глупо.
Отдельно стоит сказать о бронегрузовиках добровольческих подразделений. Не имея поначалу официальной возможности получить бронетехнику, тем не менее они нуждались в хоть какой-то и поэтому были вынуждены импровизировать.
Наиболее известные машины даже получили собственные имена. Характерный пример – «Пряник» от батальона «Азов». Еще в мае 2014 года для нужд АТО был реквизирован обычный самосвал КамАЗ-55111. На базе батальона его забронировали подручными материалами и установили трофейный крупнокалиберный пулемет «Утес». В таком виде машина участвовала в операции по освобождению Мариуполя 13 июня и операции под Иловайском.
О самом процессе бронирования рассказывал один из «азовцев»: «Над его изготовлением бригада сварщиков работала почти 2 недели. Так как настоящих бронелистов под рукой не было, было принято решение самостоятельно их изготовить. Решено было покрыть листы металла толстыми пластинами или арматурой. За счет того, что арматурины соединены друг с другом, такая «броня» держит даже калибр 7,62. А в кузове двойная «броня», что теоретически защитит даже от крупнокалиберного пулемета».
Интересно отметить, что, не имея бронестекла, в «Азове» поступили, как и многие армейские «кулибины» до и после них, — закрыли кабину щитками со смотровыми прорезями. Понятно, что с обзорностью возникли серьезные проблемы, и поэтому движение и маневры, как правило, приходилось корректировать по рации.
В батальоне МВД «Днепр-1» какое-то время служил трофейный КамАЗ, захваченный у боевиков «ДНР» 24 августа 2014 года. Снова-таки отметим, что бронирование состояло из сваренных стальных прутьев или арматуры.
В итоге понимание необходимости наличия таких бронегрузовиков в армейских подразделениях привело к тому, что военные обратились к частному производителю – НПО «Практика». Фирма, известная еще до войны своими гражданскими инкассаторскими машинами, очень быстро смогла предложить бронированные варианты изначально небронированных обычных армейских грузовиков. Благодаря налаженным контактам с финским производителем бронестали «частники» очень быстро смогли предложить сразу несколько вариантов для разных моделей — КрАЗ-6322, КрАЗ-5233, КамАЗ-43117, МАЗ-6317 и т. д.
Однако фактически везде принцип один – замена штатной кабины на собственную бронекабину, сделанную из бронестали. И, конечно, бронирование бензобаков и отсека с аккумуляторами.
Дальше — больше: после довольно удачного опыта эксплуатации бронегрузовиков военные стали заказывать и другие варианты, прежде всего на базе основного перспективного грузовика МАЗ-Богдан-6717. Так появились вариант для перевозки личного состава с бронебудкой (такие машины, кроме ВСУ, заказывали также НГУ и пограничники), командирский вариант для мобильного штаба. И, наконец, одна из самых массовых моделей — грузовая платформа с подъемником крюкового типа от финской компании HIAB.
Стоит сказать, что та же «Практика» выпускала и такой вариант КрАЗ-6322, как «Фортеця на колесах». Машина имела бронированный кунг разработки фирмы. Несколько подобных машин было куплено для нужд Национальной гвардии Украины.
Интересно, что КрАЗ-6332 в свое время был очень популярным шасси для создания бронегрузовиков. Так, сам КрАЗ предлагал вместе с эмиратско-канадской Streit Group вариант KрАЗ-6322 «Raptor». Как минимум, пара машин была куплена для НГУ. Основное отличие от варианта «Практики» — съемный бронированный модуль на 24 человека, в левом и правом бортах которого расположены по шесть амбразур для ведения огня из стрелкового оружия, в корме — двустворчатые двери с двумя амбразурами для стрельбы, в крыше — люки.
И, наконец, пограничники покупали бронированный KрАЗ-6322 «Форпост» от ООО «Reform». Это довольно-таки неплохой вариант прежде всего за счет использования съемной бронекапсулы c V-образным днищем на 18-20 человек, которую можно переставить на другое шасси или использовать как блокпост. Капсула имеет по 5 бойниц в левом и правом бортах, а также двустворчатые двери в корме с двумя бойницами, оснащена системой вентиляции, средствами пожаротушения, освещением и переговорным устройством.
В целом же стоит сказать, что от эпохи самодельного бронирования наши силовики перешли к централизованным закупкам бронегрузовиков от фирм, которые имеют серьезный опыт доработки изначально небронированных машин до приемлемого уровня защиты.