Массовые протесты в Гонконге и Москве. Какова в них доля религиозного фактора?

В последнее время Китай сильно насолил Ватикану (подробно об этом здесь), поэтому Папа Франциск дал зеленый свет для того, чтобы использовать католические структуры в Гонконге для мобилизации протестного движения (об этом мы писали здесь).

Интересно наблюдать, как католические клирики используют религиозный дискурс для поддержки протестующих. Уже знакомый нам кардинал, епископ Гонконга Иосиф Чэнь Жицзюнь в своем Фейсбуке постит такие милые картинки, в которых Христос принимает для утешения пару молодых людей с атрибутикой гонконгских демонстрантов (см. фото). В то же время католический ресурс Union Catholic Asian News говорит о противостоянии гражданских активистов и полиции в Гонконге как о борьбе Давида и Голиафа (см. фото).

Тем самым католическая церковь активно участвует в политико-общественных процессах, не стесняясь открыто поддерживать протестное движение, используя библейские образы. Можно сказать, католическая «теология освобождения» выходит на новый виток развития. Правда в 70-х годах она сама была «красной» и довольно продуманной, а сейчас она стала антикоммунистической и намного более примитивной и прямолинейной (протестующие — хорошие, с ними Бог, а полицейские — плохие, с ними Бога нет).

А как формируется религиозный дискурс в связи с московскими протестами?

В отличие от участников киевских майданов, российский протестный контингент либо не религиозен, либо настроен анти-клерикально; вовлеченных в церковную жизнь среди них практически нет. Поэтому популярные на майданах «Молитвенники революционера», пения псалмов и выступления священников с трибун (см. фото) на русскую почву перенесены не были.

Однако некоторые оппозиционеры попытались прибегнуть к религиозной риторике. Так Дмитрий Гудков перед началом митинга 27 июля написал о терновом венце, Голгофе и Втором Пришествии (см. фото). 4 августа Андрей Десницкий — известный библеист, вошедший в оппозицию церковному начальству РПЦ, привел слова о том, что Христос «всегда с избиваемыми, но никогда с теми, кто избивает». Это уже чисто гонконгская риторика, о которой мы писали выше. Со стороны консерваторов в ответ Десницкому высказался Сергей Худиев, подробно разобрав идеологему «Христос с кем-то». С его аргументацией можно ознакомится в Фейсбуке.

Характерно, что заместитель председателя партии ПАРНАС Андрей Зубов не стал прибегать к религиозной риторике, хотя владеет ею мастерски, быв ранее преподавателем в Московской духовной академии и Российском православном университете. Вероятно, Зубов, в отличие от гонконгских прелатов понимает, что «вмешивать Бога» в политический конфликт как минимум богословски некорректно.

Напоследок следует сказать о РПЦ. Невольным участником процесса стал отец Иоанн (Гуайта) из храма Косьмы и Дамиана, в котором укрылись некоторые из протестующих 27 июля. В своем интервью «Медузе» отец Иоанн не стал солидаризироваться с какой-либо из сторон конфликта, сказав, что «человек приходит в храм и всегда имеет право на то, чтобы его приняли с любовью. Независимо от его политических взглядов. ... Как мне кажется, священнослужитель должен в любой ситуации всегда и всех принимать».

Также весьма мудрой видится позиция официальных спикеров РПЦ: в ситуации нестабильности мы не слышим увещеваний о том, что «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога». Действительно понимающие в религиозных вопросах люди, как со стороны Церкви, так и со стороны протестующих (А. Зубов), сознательно не вносят в сложившуюся ситуацию религиозную риторику. В данном случае это выглядит намного более ответственным подходом, чем позиция гонконгских католиков.

P.S. За фото из католических ресурсов спасибо Александру Вознесенскому