Pew Research Centre опубликовал доклад об изменении динамики религиозной дискриминации в мире. Работа охватывает период с 2007 по 2017 год, проанализированы данные по 198 странам. Социологи обнаружили, что во всем мире заметно возросло давление государств на религии, также зафиксирован рост социальной вражды, связанной с религиозными убеждениями и практиками.
По сравнению с 2007 годом увеличилось число стран, в которых введены высокие уровни правительственных ограничений на вероисповедание и религиозную практику. Если 10 лет назад таковыми были признаны 40 стран, то есть 20% государств мира, то в 2017 году их насчитывалось уже 52, что составляет 26% от мирового сообщества. Из них 27 исследователи причислили к странам с очень высоким уровнем административных ограничений, среди них Китай, Иран, Россия, Алжир, Египет, Индонезия, Саудовская Аравия, Сирия, Пакистан, Турция и др. В перечень 25 стран с высоким уровнем правительственных цензов входят пять европейских государств: Франция, Испания, Румыния, Болгария и Беларусь.
За период 2007–2017 годов правительства наращивали ограничения на религиозные сообщества различными способами. Социологи выделили следующие категории: государственный фаворитизм отдельных религиозных организаций, законодательные инициативы и политика, ограничивающие свободу вероисповедания, государственные лимиты на религиозную деятельность, притеснения религиозных групп со стороны правительства. Самым распространенным явлением оказался фаворитизм. Большинство стран в данной категории отдают предпочтение исламу, среди них Саудовская Аравия, Бахрейн, Афганистан, Бангладеш, Марокко, Оман, Кувейт, Судан. Также в этот список попали Великобритания, Греция и Исландия, в которых выделяются государственные церкви.
Популярной мерой притеснений остаются законы и политика, налагающие ограничения на свободу вероисповедания. Они могут варьироваться от конституционных законов до регулирования деятельности и регистрации религиозных организаций. Этот уровень выше на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
За 2007–2017 годы возрос средний уровень ограничений на религиозную деятельность. Самый высокий средний показатель демонстрируют страны Ближнего Востока и Северной Африки, а наибольший прирост наблюдался в Европе. В Старом свете все больше правительств вводят ограничения на публичные или частные богослужения и религиозную литературу.
По второй шкале исследователи измерили индекс социальной вражды, связанной с религией. Наиболее распространенным вариантом является враждебное отношение, связанное с религиозными нормами (например, преследование за нарушение религиозного дресс-кода или за принятие другой религии).
Второй категорией социальной вражды является религиозно мотивированное насилие со стороны организованных групп, включая терроризм. Из всех регионов самый высокий уровень наблюдается на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где участились действия террористических групп. А самый высокий индекс в 10 баллов присвоен Сирии.
В отдельную категорию выделено преследование отдельных лиц и социальных групп.
Четвертым типом социальной вражды исследователи считают межобщинную напряженность и насилие, происходящее между религиозными группами. В отличие от других показателей, этот тип вражды снизился, число стран, сталкивающихся с конфликтами между религиозными группами, сократилось с 91 до 57. В этот список попала Украина из-за конфликтов разных православных и греко-католической юрисдикций.
За рассматриваемый период возросли преследования всех религиозных групп. Чаще всего преследованиям подвергаются христиане, что зафиксировано в 2017 году в 143 странах — по сравнению с 107 странами за 10 лет до того. С 96 до 140 стран расширилась география притеснения мусульман, с 51 до 87 — последователей иудаизма, с 24 до 38 — народных религий, с 10 до 19 — буддистов, с 33 до 50 — иных религий, включая бахаи и зороастрийцев.