Проблема бродячих собак, несмотря на то что в стране уж точно хватает других, стала одной из самых важных, потому что речь идет о жизни и смерти, причем не только о собачьей, а и о нашейс вами. Отсюда у велосипедистов среди прочей амуниции бутылки с «белизной», а ультразвуковые «пугалки» — обязательный атрибут школьника, молодой мамы и любого, кто часто и много гуляет.
Нападения, в том числе на стариков и детей случаются настолько часто, что уже перестали даже шокировать искушенную публику.
И если вы хотите провести спокойный вечер, — не поднимайте тему собак в малознакомой компании. Потому что вопрос этот очень болезненный. Одни выступают за отлов и гуманное усыпление животных в случае, если не удалось им найти хозяина, потому что не хотят становиться жертвами оголтелых стай и подвергать риску детей. Другие же — категорически против убийства невинных животных.
Первые видят в оппонентах полусумасшедших, прикармливающих агрессивные стаи у мусорных баков, и утверждающих, что «если собака на вас гавкает, то вы сами виноваты, у вас мысли неправильные». А противники усыпления считают, что все, кто с ними спорят, сплошь суровые догхантеры, убивающие невинных собак с особой жестокостью и оставляющие разлагаться трупы прямо во дворах многоэтажек.
Как всегда, истина где-то посредине. Официально два этих подхода представлены программами ОСВ (отлов, стерилизация, выпуск) и программой безвозвратного отлова (отлов, приют, пристраивание или усыпление).
Мифы и реальность ОСВ
Программа предусматривает отлов собак, их стерилизацию, вакцинацию и последующий выпуск назад на улицу. Способ кажется очень гуманным и достаточно эффективным, ведь ведь стерилизованные собаки не размножаются, а привитые — не разносят бешенство. На деле же, все, к сожалению, оказывается не так просто.
Об этичности каких-либо манипуляций с живыми существами мы поговорим ниже, а пока просто рассмотрим показатели эффективности.
Прежде всего следует отметить, что, как показывает мировой опыт, программа ОСВ не ведет к уменьшению количества бездомных животных. Этот метод применим только в абсолютно закрытых системах — когда популяция животных на пополняется извне. Как, например, в большинстве регионов Индии, где домашних собак просто не существует — они все уличные. В нашей стране при огромном количестве домашних животных это практически невозможно. Ведь, увы, случаи, когда хозяева выбрасывают на улицу ставшего ненужным «любимца», совсем не редки. И даже те, кто так не поступают, зачастую считают нормальным отправить на улицу очередной приплод.
Теоретически для эффективной работы ОСВ необходим строгий учет и контроль домашних животных, их обязательная вакцинация и стерилизация. И, конечно, огромные штрафы для владельцев животных, нарушающих соответствующие нормы. Потому что проблема ведь не только в том, что «укусили». По данным ВОЗ, 99% случаев заражения бешенством происходит именно от собак.
Обычно в качестве примера успешной работы ОСВ приводят Болгарию, в частности, Софию. Но программа там работает далеко не в чистом виде. Опустив все сложности, с которыми столкнулись власти этого города, скажем лишь, что проблема решается только благодаря параллельному развитию системы приютов. Ведь больных и агрессивных собак нельзя возвращать на улицу, как и усыплять.
Все это, конечно, требует немалых средств. Для примера: в 2017 году существование ОСВ обошлось налогоплательщикам Софии в 2 млн 117 тыс. левов (около 1 млн 60 тыс. евро или 33 млн 920 тыс. гривен). И это лишь в одном городе с населением 1 млн 236 тыс. человек. В рамках всей страны затраты будут куда выше. При этом не стоит забывать, что расходы на ОСВ также включают в себя компенсации покусанным и подвергшимся нападению людям, их вакцинацию и лечение (кстати, в Украине уже есть прецеденты таких выплат по решению суда).
Плюс никто не отменял коррупцию. Так, в Украине из-за отсутствия единой системы регистрации животных процветает торговля несертифицированными чипами. То есть быть уверенным в том, что с виду чипированная собака действительно прошла необходимое ветеринарное обследование, вакцинацию и стерелизацию, нельзя.
В целом, программа ОСВ как таковая, без дополнительных мероприятий, на практике не работает нигде и пока хороша лишь в теории.
Безвозвратный отлов
Эта программа используется в большинстве европейских стран и в США, в результате чего количество бездомных животных и случаи заболевания бешенством там стремятся к нулю.
А еще там же существует строгий контроль за домашними питомцами, у которых обязательно должен быть паспорт, сделаны все прививки и многие другие вещи, за которыми должен следить владелец. Животные, оказавшиеся на улице, отлавливаются и помещаются в приют на определенный срок — от 5 до 30 суток, в зависимости от страны. Причем расходы на их содержание не всегда несет государство. В Германии, например, эта статья целиком финансируется за счет частных пожертвований.
За время пребывания в приюте животное обследуют и, если оно здорово, пытаются найти хозяина. Если в установленный срок это не удается сделать, его усыпляют. Да, исключений нет. Это может быть как породистая собака, так и обычная дворняга. И да, даже в Англии, где просто культ собак, действует именно такая программа.
Кстати, в Украине, программа безвозвратного отлова уже несколько лет применяется в Харькове. В результате за последние 8 лет абсолютное количество нападений собак на людей снизилось на 60%, чего, увы, нельзя сказать об Одессе, Львове, Николаеве и других городах, где практикуется ОСВ.
Кто из нас всего гуманней
Главным аргументом в пользу ОСВ обычно выступает гуманность и этичность такого подхода. Хотя само понятие гуманизм предусматривает хорошее отношение к людям, а не к животным. Но да, практикуя ОСВ, мы никого не убиваем, и это любому нормальному человеку приятно и понятно.
Однако настолько ли этично ОСВ, как кажется на первый взгляд? Любовь, особенно к тем, кто меньше и слабее, это, прежде всего, ответственность и забота. И этого уличные собаки как раз абсолютно лишены. Прикорм время от времени пищей, не всегда подходящей животным, картонка на земле «для сна» — это не ответственность, а, в большинстве случаев, продление агонии.
Мировое право уже давно определило бездомное нахождение домашних питомцев на улице, как жестокое обращение. В Украине соответствующий вывод сделал Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого. Животные на улице мерзнут, страдают от жары, антисанитарии, не имеют нормального питания, часто болеют и становятся жертвами ДТП, голода, болезней и своих же собратьев. Так что в данном случае речь скорее идет о жестком естественном отборе, все участники которого обречены на смерть от голода, холода и болезней, просто кто-то раньше, кто-то позже, а не об этике с гуманностью.
Если же вам все равно усыпление кажется худшим злом, чем прозябание на улице, то никто не запрещает открывать и содержать частные приюты. Иногда кажется, что если в Украине объединить усилия тех, кто тратит средства на выхаживание бродячих собак и их прикорм, можно было бы открыть несколько хорошо оборудованных приютов, и проблема решилась бы.
А может мы просто ждем, чтобы кто-то взял на а себя ответственность и поработал «плохим полицейским»? Как в Турции, где перед началом туристического сезона в курортных зонах жестоко отлавливают и уничтожают всех бездомных собак.
Собаки или люди?
Убивать — ужасно и плохо. Никто из нормальных людей на будет с этим спорить. Но допустимо ли убить в лесу хищника, защищая собственную жизнь и жизнь своих детей? Здесь большинство, пожалуй, ответит утвердительно.
Но город же не лес, а собака не хищник! Точно? Собаки, которые сбились в стаи, как правило, очень быстро ощущают вкус крови — часто в голодное время они вынуждены пускать в расход более слабых, котов и щенков. Такое животное очень быстро превращаются в хищника. И даже стерилизация не решает этой проблемы, потому что самые опасные для человека формы поведения и агрессии у собак напрямую не связаны с половыми гормонами и не устраняются после кастрации.
И здесь уже не имеет значения, как ведет себя потенциальная жертва, одет ли ваш ребенок в красную курточку вместо серой, играет ли в мяч или спокойно сидит в песочнице. Жертва виновата просто в том, что животное хочет есть. И жертвой может стать кто угодно, независимо от возраста, пола или позитивности настроя.
Впрочем, кое в чем сторонники так называемых гуманных методов решения данной проблемы правы. Животные ни в чем не виноваты. Виноваты люди, которые так и не смогли взять на себя ответственность за их судьбу и принять взрослое решение.
Так, может, вместо того, чтобы бездельно философствовать о несчастных братьях наших меньших, стоит попробовать и начать с себя? Пойти в ветеринарную клинику, стерилизовать своего любимца, сделать ему все полагающиеся прививки. А может быть даже убедить соседа сделать то же самое. Ведь отсутствие бродячих собак — это лучшее решение их проблем.