...Эта книга вполне в духе перестроечных заманок, когда, как у Высоцкого, «то у вас собаки лают, то руины говорят», хотя география открытий более широка. Так, например, в «Космической мифологии. От марсианских атлантов до лунного заговора» Антона Первушина (М.: Альпина нон-фикшн) главы посвящены поистине интернациональным легендам и мифам. «Летающие тарелки были созданы в Третьем Рейхе», «Юрий Гагарин не летал в космос» и «Американцы летали на Луну и встретили там советского космонавта» — в подобных «сенсациях», попавших не только на страницы желтой прессы, но и в названия глав книги, не было бы большой беды, если бы из-за порождаемых журналистами мифов не формировалось конспирологическое мировоззрение, отрицающее не только известную историю космонавтики, но и достижения современной науки.
И хотя космическая мифология легко опровергается фактами, но, чтобы добраться до них, требуются знания и опыт. Вот наш автор, писатель и научный журналист, и взялся сориентировать нас в потоках информации, научив отделять правду от вымысла, улыбку от Гагарина и инопланетян от нацистов.
Второй — фальсифицируемость (опровергаемость) гипотезы, теории, утверждения и т. п. Его сформулировал австрийский философ Карл Поппер в 1935 году. Кстати, им было легче, поскольку даже в их время на лекциях слушатели не интересовались, как в случае автора книги: «Скажите, а вы верите, что Земля круглая?».
И тем не менее все современные мифы все-таки можно назвать научными теориями или гипотезами, т. е. их можно отнести к науке по критериям верифицируемости (проверяемости) и фальсифицируемости (опровергаемости). Более того, некоторые из них породила сама наука в процессе развития. Не говоря уже о ее пользователях. «В марте 2007 года в Подмосковье проходил «РосКон» — ежегодный конвент фантастов, издателей и любителей фантастики, — вспоминает автор. — На нем, в частности, выступал Георгий Михайлович Гречко — летчик-космонавт, ветеран ракетно-космической отрасли, большой знаток жанра. Когда официальные мероприятия завершились, писатели пригласили космонавта в один из гостиничных номеров, где устроили веселое застолье. После очередного тоста Гречко обвел присутствующих задиристым взглядом и спросил: «Как вы думаете, фантасты, кто построил египетские пирамиды?». Фантасты переглянулись: «Вероятно, египтяне?». Гречко уверенно отозвался: «Неправильно, фантасты! Инопланетяне!».
Поэтому берегите себя и будьте осторожны, принимаясь за разоблачения в узком кругу фанатов плоского землеустройства. «Я вижу, что мало кто из „официальных“ ученых и сотрудников ракетно-космической отрасли горит желанием выступать с разъяснениями перед поклонниками сумасбродных теорий, — предостерегают нас, — что можно понять: потраченное время и нервы вряд ли окупятся, а самые энергичные верующие способны и на враждебные действия».
И поэтому — просто о сложном. Глиняные таблички, каменные насечки, узелки на память и зарубки на прикладе. Да и к чему нам это все, если даже сама наука давно ушла от простых операций с числами? Да и таблицу умножения, если помните, в школе отменили. Выстраивая на основе чисел всё более отвлеченные и сложные концепции, строптивая математика развилась в обширную и разнообразную область мысли, выходящую далеко за рамки школьной программы. Она все больше занимается исследованием формы, структуры и составляющих нашего мира, нежели числами как таковыми. «Ее методы стали очень отвлеченными и часто абстрактными, — пишет автор. — Она задает направление в науке, промышленности, бизнесе и даже искусстве. Математика универсальна и вездесуща».
А ведь как хорошо было раньше! Не тогда, когда по количеству прялок в селе требовалось узнать состав комсомольской ячейки на станции, а чуток до того. Например, простой вывод из уравнений Максвелла даже старого ребусника Синицына принуждал к волновому уравнению. И расчет показывал, что электрическое и магнитное поля могут передвигаться вместе, подобно волне, со скоростью света. А что движется с такой скоростью? Свет! А значит, свет — электромагнитная волна, понимаете? А не лозунг эсеров или завещание усатой тещи. Уравнение не ставило пределов для частоты волны, световые волны демонстрировали сравнительно небольшой диапазон частот, атмосферный столб еще не так тяжело давил на командора, Козлевичу достался маслопроводный шланг, Генрих Герц продемонстрировал физическое существование волн, а Гульельмо Маркони обратил их к практической пользе, создав радио. Дальше число новых технологий стало расти как снежный ком, о чем стоит прочитать в этой полезной книге.
Хотя отважные дендрофилы среди людей встречаются, и речь не о маньяках в парке, спаривающихся с деревьями, а о вполне исторических особах. Например, среди бесчисленных талантов Леонардо да Винчи был один, наименее известный — его поразительная способность к наблюдениям за растениями. Так, задолго до ботаника Шарля Бонне, считающегося первооткрывателем филлотаксиса, он описал этот самый принцип расположения листьев на ветке. Зачем? Ну хотя бы для того, чтобы уже в наше время архитектор Салех Мауми использовал филлотаксис в городской застройке, где небоскребы заслоняют свет друг другу, а скопированный продукт сотен миллионов лет эволюции помог братьям-фашистам решить проблему.
Расположив квартиры в соответствии с принципами филлотаксиса, вокруг центральной оси конструкции, архитектор добился того, что свет поступает в каждую жилую ячейку со всех сторон, как к листочку на ветке.
Или вот еще была история — о том, как листок одного единственного растения спас целую Всемирную выставку. Дело было в Британии, где жюри отвергло все 245 проектов лучших европейских архитектурных мастерских по сооружению соответствующего ангара. Откуда ни возьмись, появился некий дядечка с проектом павильона огромных размеров: площадью 90 тысяч кв. метров, длиной 564 метра, шириной 124 и высотой 39, куда могли влезть четыре собора Святого Петра. Оранжерея была построена за смешные деньги в сжатые сроки без балок и перекрытий, хотя ничего гениального в ее конструкции не было. Автор просто воссоздал образ растения (модульная структура огромного сооружения и использование особенностей строения листа Виктории амазонской), что стало главным воплощением удивительной страсти этого человека к ботанике.
Словом, когда все баобабы, словно в фильме «Властелин колец», добредут, наконец, посмотреть на дело рук человеческих, на пустынных просторах вырубленных лесов им будет на что полюбоваться в каменных джунглях.