Уже давно известно, что рациональными критериями при выборе (не только кандидатов, а вообще) руководствуется очень малая часть людей. А при современном развитии технологий влияния понятие рационального выбора становится все более неопределенным. Но в нашей стране выбор — уж слишком эмоциональный процесс.
Это, скорее, не выбор, а влюбленность и очарование: максимум дофамина и минимум рациональных суждений. И счастлив кандидат, который благодаря своему штабу и специально обученным людям может влюбить в себя большинство. На самом деле, это совсем несложно: главное, помнить, что цель — очаровать и затянуть в койку, простите, получить галочку в бюллетене, а дальше... Обещать — не значит жениться.
Но тем более удивительна реакция очарованных. Влюбившись и отдавшись, наутро они не могут поверить, что свадьбы не будет. Казалось бы, хлопни дверью, вычеркни обманщика из жизни и живи дальше. Но нет. Ведь это значит признать себя тем, кого можно обмануть (а это очень позорно в нашем обществе — быть «лохом»). К тому же так непросто оказаться в дофаминовой ломке. Поэтому получается, как у Пушкина: «Но притворитесь... Я сам обманываться рад».
Очарованные изо всех сил пытаются убедить окружающих, что «он хороший», а «вы ничего не понимаете». Муж пятый год не работает и лежит на диване? Ему нужно время и поддержка. Из дома стали исчезать вещи, но это, конечно, не подросток, который где-то пропадает вечерами. Да, он странно ведёт себя последнее время, но мы же точно знаем, что он с друзьями учит интегралы. Президент или депутат отказался от предвыборных обещаний? Ему очень сложно, нет опыта, давайте потерпим и поддержим и вообще, нам про него специально врут.
В пылу споров на тему «он хороший!» мы не замечаем, как хороший уже выписал нас из нашей же квартиры, рассказал соседям, что мы неблагонадежны, опустошил наш банковский счет, но при этом по-прежнему очарователен. Здоровый конец этой истории обычно в том, что очарованные становятся разочарованными и сносят кумира с пьедестала, не забыв отобрать украденные деньги и квартиру. Но такое поведение — свидетельство того, что у пациента есть надежда на выздоровление. А вот перманентное попадание под «очарование», а потом упорное нежелание признать ошибку — свидетельство чего-то другого.
Хотя ведь не будете вы продолжать упрямо ходить к плохому стоматологу просто потому, что однажды его выбрали? И разве позволите плохим строителям изуродовать свою квартиру за ваши же деньги, просто потому что вам неловко признать, что ошиблись с выбором? И ладно, если речь идет о личной жизни — здесь круг потенциальных пострадавших не очень большой.
Но мы и кандидата выбираем... как мессию. Это вопрос «верю-не верю», а не «уверен, что сделает». И это верю, как у религиозных фанатиков, неподсудно. Будто средневековые рыцари, мы готовы драться со всеми неверными и пытаться обращать их, несмотря ни на что. А осознать, что наша вера — всего лишь красивый пшик, созданный пиарщиками, почти невыносимо. Потому что вера в мессию и его возвеличивание и самих нас делает немного мессиями.
Но, может, пора стать скромнее и критичнее? Прежде всего, к самим себе? Может, пора более ответственно подойти к выбору тех, в чьи руки мы вкладываем полномочия? Не слушать, а слышать, не смотреть, а видеть, не воспринимать, а думать? А то скоро и выбора не останется. Впрочем, может именно этого мы и добиваемся? Ведь выбирать очень трудно, это вам скажет каждый, кто хоть раз искал нового стоматолога или бригаду ремонтников.