Решение Конституционного Суда о признании конституционным указа Зеленского о роспуске парламента ставит не менее важный вопрос ответственности тех, кто мошенническим путем принимал решения в Раде, которая фактически не имела коалиции, то есть политического большинства, ответственного за формирование правительства, принятие законов и прочих нормативных актов.
Собственно, никакой тайны здесь не было. С 2016 года, когда из созданной после выборов 2014 года коалиции вышли Радикальная партия и «Батьківщина», было известно, что де-факто коалиция в парламенте отсутствует. Собственно, де-юре ее тоже не было, а были ситуативные голосования, которые, по слухам в СМИ, часто «стимулировались» разного рода «весомыми аргументами».
Но этот «секрет Полишинеля» не мешал так называемому спикеру Парубию делать честные глаза, нагло уверяя общественность, что «коалиция в парламенте существует». Более того, недавно Парубий устроил шоу, объявив о выходе «Народного фронта» из коалиции. Цель очевидна: объявлено о де-юре распаде давно де-факто несуществующей коалиции менее чем за полгода до плановых парламентских выборов, которые должны были состояться в октябре 2019 года, поскольку, по закону, менее чем за полгода досрочно распускать Раду нельзя. Уловка вышла детской, шитой белыми нитками и очевидной даже для школьного троечника, имеющего смутное представление о конституционном праве.
На требования общественности показать списки коалиции и вообще предъявить хоть какие-то доказательства ее существования Парубий и компания отвечали, что таковые доказательства у них имеются, но они их не покажут никому, кроме суда.
Но суду они их тоже не показали, причем речь идет не только о Конституционном Суде, который и поставил точку в этом «гнилом базаре».
Еще до решения КС вывод об отсутствии в парламенте коалиции сделал Окружной административный суд столицы. Основанием для такого решения стал тот факт, что эта судебная инстанция не смогла получить в аппарате Рады данные о существовании коалиции и ее персональном составе.
Затем уже КС несколько раз запрашивал данные о составе коалиции у руководства Рады, но ответа не получил.
Заметим, что все это время Парубий и некоторые иные персонажи продолжали утверждать, что коалиция существует. Порошенко, насколько можно понять, с этим соглашался, поскольку формальное существование коалиции Блока Порошенко и «Народного фронта», в значительной мере, обеспечивало существование режима самого Порошенко.
Отметим, что наличие коалиции подразумевает не только существование некоей бумажки, на которой написан список в эту коалицию входящих членов числом не менее 226 депутато-единиц. Коалиция предполагает наличие соответствующих внутрипарламентских процедур и институтов, а именно — совета коалиции, общих собраний коалиции и протоколов этих собраний, соответствующих решений совета и общих собраний по вопросам поддержки или неподдержки тех или иных нормативных актов, законодательных инициатив и так далее.
Можно почти со 100%-й уверенностью сказать, что ничего этого в природе никогда не существовало! Более того, вряд ли этими процедурами и атрибутами вообще кто-либо «заморачивался», особенно если говорить о Парубие.
Впрочем, если внимательно почитать мотивационную часть решения КС, то становится очевидным, что суд у нас хитро сделанный. И это еще мягко сказано!
Приведенную характеристику суда следует рассматривать отнюдь не как неуважение к суду. Ведь после того, как в 2010 году тогдашний «конституционный суд донецкой юрисдикции» тупо отменил одну «нелегитимную конституцию» и так же нелегитимно назначил другую конституцию, чего делать не имел права по обеим (не)легитимным конституциям, говорить об уважении к Конституционному Суду можно примерно с таким же успехом, как о непорочном зачатии. О том, что в Украине с 2006 года отсутствует Конституция, принятая в полном соответствии с конституционной процедурой, недавно в очередной раз доводилось писать, поэтому в подробности вдаваться не будем. Отметим лишь, что наличие весьма сомнительной с точки зрения легитимности Конституции ставит под сомнение легитимность всего государственного устройства страны, парламента, президента, правительства и всего остального, вплоть до Конституционного Суда, его решений и указов Зеленского. Таков итог бурной жизнедеятельности за долгие годы отечественного «элитняка», который в своих шкурных интересах крутил конституционным правом, как цыган солнцем.
Но вернемся к решению КС и обнаружим в нем массу забавного. Поскольку полный текст решения КС на момент написания этого материала опубликован не был, обратимся к сообщению отдела коммуникации КС, озвученному вечером 20 июня.
Отмечая, что КС признал конституционным указ Зеленского о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и назначении внеочередных выборов, пресс-служба КС разъясняет следующее.
«Конституционный Суд Украины принял Решение в деле по конституционному представлению 62 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Указа Президента Украины „О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и назначении внеочередных выборов“ от 21 мая 2019 года № 303/2019».
Конституционный Суд Украины, решая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит, в частности, из того, что Верховная Рада Украины VII созыва 21 февраля 2014 года внесла изменения в Конституцию Украины. В частности, изменила редакцию статьи 83, дополнила ее положениями относительно коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, и редакцию статьи 90, наделив Президента Украины правом досрочно прекращать полномочия Верховной Рады Украины в случае невыполнения требований статьи 83 Конституции Украины относительно формирования коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины», — отмечается в заявлении пресс-службы КС.
В документе подчеркивается, что Верховная Рада Украины VIII созыва, избранная на внеочередных выборах 26 октября 2014 года, в течение срока своих полномочий не восстановила в Регламенте Верховной Рады Украины правовое регулирование вопроса прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, с которым связывается начало течения месячного срока формирования новой коалиции депутатских фракций и конституционное право Президента Украины досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если такая коалиция депутатских фракций не сформирована в Украине.
Поэтому возник конституционный конфликт между Президентом Украины и Верховной Радой Украины относительно оснований досрочного прекращения полномочий. Этот конфликт не имеет правового решения, так как Основной Закон Украины не определяет порядка прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, Регламент Верховной Рады Украины, вопреки требованиям статьи 83 Конституции Украины, не предусматривает порядка прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины.
А далее — отметим от себя! — следует поистине уникальный конституционно-правовой кульбит...
«В то же время носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ; народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая статьи 5 Конституции Украины). Это принципиальное положение конкретизируется предписанием статьи 69 Конституции Украины о том, что народное волеизъявление осуществляется через выборы», — справедливо уверяет пресс-служба КС.
Поэтому далее утверждается, что разрешение конституционного конфликта народом путем проведения внеочередных выборов в Верховную Раду Украины отвечает требованиям части второй статьи 5 Конституции Украины.
Переведем на более общепонятный язык. «Элитняк накосячил до такой степени, что без поллитры и какой-то матери разобраться нельзя». Поэтому пускай народ теперь решает на выборах внеочередных, которые от очередных-то пройдут всего-то на пару месяцев ранее. Поэтому по факту в этой жизни мало что изменится.
Интересным представляется следующее обстоятельство. Буквально недавно в СМИ ходила информация о том, что КС вполне может признать неконституционным указ Зеленского о роспуске парламента и проведении досрочных выборов 21 июля. Приводились расклады в КС, из которых следовало, что в нем сильны позиции Порошенко и «Наркофронта», а потому указ Зеленского вполне могут прокатить, чтобы посидеть в парламенте пару лишних месяцев, а там и рейтинг Зеленского может осенью упасть. Более того, один из судей КС Мельник, назначенный по квоте «Наркофронта», якобы уже заготовил проект решения о признании указа неконституционным и раздал его коллегам по суду. И вдруг — такое решение!..
В голосовании приняли участие 16 судей КС, из которых 11 признали указ конституционным.
Причин много, и некоторые из них очень интересные. Очевидно, тот факт, что эта Рада уже всех достала по самое не могу, а ее рейтинг болтается на уровне канализации, сыграл свою роль, и судьи не решились идти супротив чаяния широких народных масс, каковые, правда, чаще всего сами не понимают, чего они чают. Это можно даже квалифицировать как давление на суд со стороны общества, что есть нехорошо, но парламент сам виноват, что настолько опостылел обывателям.
Важнейшим фактором называют то, что шесть судей КС, относящихся к категории так называемых стародонецких, то есть назначенных еще при Януковиче и сейчас ожидающих окончания своих каденций, не только не решились на сомнительное решение, но также не получили некие «весомые аргументы» для этого. Какими именно являются эти «аргументы», пояснять не будем, ибо и так понятно. Но ходят слухи, что только такие аргументы и интересуют эту категорию судей КС. Допустим...
Однако есть еще один фактор, заставивший КС, включая стародонецких, признать указ конституционным, открыв тем самым дорогу для досрочных выборов.
Характерно, что против указа проголосовали преимущественно те судьи, которых связывают с «Наркофронтом», которому в политике уже ничего не светит, да и самого этого «фронта», по сути, уже нет.
Зато судьи, которых связывают с Порошенко и его окружением, проголосовали преимущественно за роспуск парламента и досрочные выборы. Хотя еще недавно у Порошенко гневно клеймили досрочные выборы позором.
Проблема видится в резком падении рейтингов Порошенко и его нового партийного проекта «ЕвроСолидарность» (ЕС) практически до уровня проходного барьера. Конечно, можно ожидать, что и у Зеленского и его реально несуществующей партии, в которую записаны рестораторы, звезды и прочие девиантные элементы вплоть до дам сомнительного поведения, рейтинг к осени тоже упадет. Но у «Слуги народа» сейчас рейтинг почти 50% (у несуществующей партии, где полно фриков!!!), а у Порошенко с его тупоголовым нацюкизмом едва 5% набирается.
Поэтому сейчас Порошенко, Парубий (срочно записавшийся в ЕС) и прочая компания заинтересованы в досрочных выборах едва ли не больше, чем Зеленский и компания. Только так Порошенко и его окружение имеют еще какие-то шансы въехать в Раду хотя бы для того, чтобы получить депутатский иммунитет, который пока еще никто не отменил.
А иммунитет им таки понадобится, в том числе, чтобы закрыться от ответственности за решения, принятые коалицией, которой де-факто не было и де-юре тоже не было.
Конечно, своим решением КС смягчил вину Порошенко, Парубия и прочих. Если бы суд однозначно постановил, что коалиция в парламенте отсутствует с 2016 года, то всю эту публику можно было бы однозначно привлечь за узурпацию власти.
Но КС, как видим, принял обтекаемое решение. Дескать, точно наличие в парламенте коалиции установить не удалось, поэтому пусть на досрочных выборах рассудит народ, являющийся, как известно из Конституции, «источником власти».
И все же непонятка с наличием в течение трех лет коалиционного большинства сразу же ставит под сомнение легитимность принятых за это время парламентских решений. А конкретнее следует ставить вопрос об отмене, как минимум, наиболее одиозных и раскалывающих общество нормативов, например, об образовании, о языке, о томосе и так далее.
Кроме того, не снимается вопрос о персональной ответственности тех, кто нагло и цинично врал о существовании коалиции. Причем ответственность должна быть не какая-то там абстрактная политическая, а конкретно уголовная, чтобы впредь неповадно было прикрывать патриотическими воплями узурпацию власти и другие сугубо криминальные делишки.