Митрополит Антоний – о том, как по-христиански относиться к власти

Церковь была всегда гонима, а кратковременность перерывов между притеснениями способствовала тому, что Церковь научилась выстаивать и крепнуть при любой власти, существовать в любых условиях. Как выяснили журналисты «Фразы», как сказал управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич), об этом свидетельствует история.

Его комментарий опубликован на портале «Православная жизнь».

«На смену одним гонителям обычно приходят другие или последователи предыдущих. Так что нынешняя ситуация не уникальна.
Еще свтятитель Василий Великий в IV веке сокрушался по поводу очередного всплеска арианской ереси, с которой, казалось, уже было покончено, так как Арий ушел из жизни. Но ничего подобного не произошло: ересь была благополучно поддержана преемниками Ария, гонения на Церковь возобновились. „...Ересь, давно посеянная врагом истины, Арием, снова ныне возникла с бесстыдством... Предстоятели правого учения во всех епархиях по клеветам насильственно лишены своих церквей...“, — писал святитель Василий Великий», — процитировал митрополит.

Митрополит Антоний рассказал, похожа ли ситуация, сложившаяся вокруг Церкви в первые века христианства и сейчас.

«Сегодня так же незаконно присваивают чужое имущество, выгоняют священников и верующих на улицу, захватывают храмы, цинично на наших глазах. И все эти безобразия делаются с согласия, а порой по личному распоряжению представителей власти.

Еретическому, раскольническому движению дается зеленый свет, а служителей истинной веры притесняют, загоняют в катакомбы. Времена повторяются. Поэтому и не стоит абсолютизировать ту или иную власть, все мы здесь временные и настоящей властью не обладаем», — подчеркнул владыка.

Управляющий делами УПЦ рассказал, что такое «крест верующего человека».

«Истина Христова — единый хозяин мира, а все остальные — лишь временно нанятые работники. Не более.

Путь христианина непременно сопряжен с крестом. Крест верующего — постоянная борьба со злом в себе и в окружающем мире. И это добровольная и свободная борьба человека за любовь и истину на земле, а не принудительная и тягостная обязанность.

Это ответный отклик души на совершенную любовь Христа, запечатленную в непревзойденных словах Евангелия. Данные слова не просто абсолютная истина для всех нас, а личное послание Бога каждому человеку, которое прочитывается сердцем и постигается по мере нашего духовного созревания.

Будучи окрыленным Божией любовью, в благодарном порыве сражаться за добро и чистоту со злом и грехом в своей душе и мире, всегда, каждый миг — и есть нас пожизненный крест.

Снять с себя крест — значит отвергнуть Христа и Его любовь. Выбор в пользу креста — и есть наш главный выбор», — рассказал митрополит Антоний.

Владыка подчеркнул, что «зло действительное — это не лгущие политики, а именно грех „как свободное противопоставление личной воли человека воле Божественной“ (свт. Василий Великий). Остальное зло, по учению святителя, является злом „мнимым“ и посылается от Бога, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Все человеческие страдания и бедствия ведут к обузданию настоящего греха, являясь даже необходимым для их уврачевания. Такими „мнимыми“ грехами Господь истребляет зло.

Испытания наоборот являются добром, так как приводят к осознанию своей греховности».

Ранее «Фраза» сообщала, что митрополит Антоний объяснил, почему нельзя нарушать обеты данные Богу.