Фильм «Честный человек»: парижская любовная усталость

Слегка уставший и апатичный к своему титулу секс-символ нового французского кино Луи Гаррель, кудрявый брюнет с красивым, эгоистичным, праздным лицом, продолжает свои пробы на режиссерском поприще, совмещая работу в кадре и за кадром.

Как и его предыдущая картина, полнометражный дебют «Друзья», «Честный человек» рассказывает о городском любовном треугольнике, в котором совсем нет бушующей, порывистой страсти, присущей французским мелодрамам 60-70-х годов. Наоборот, стороны этого треугольника скреплены эгоцентризмом и отрешенностью современного поколения, где каждый сосредоточен на самом себе и никто ничего не хочет решать. Зато все честны, никто не пытается скрыть свой эгоизм и замаскировать свою вялость, преподнося эти качества как достоинство, а не порок.

Украинские прокатчики определили жанр «Честного человека» как «фирменная парижская» романтическая трагикомедия. И «фирменная парижская» — эпитеты очень точные. Париж — город влюбленных, пресловутая Эйфелева башня, маленькие кафешки, круассаны, багеты, вино, открытки, сердечки, шоколадные конфеты, аромат любви будто витает в воздухе... бла-бла-бла. Гаррель все эти клише и всю эту избитую романтику сливает в унитаз одним только выражением своего лица. Его Париж — совсем другой Париж, не открыточный и не туристический, а ровно так же уставший от своего титула, навязанного извне, как и сам актер. Быть секс-символом — такая же обременительная и тягостная ноша, как быть городом любви.

 

Поэтому Париж Гарреля — это город, лишенный пылкости, мечтательности и восторгов. Это город людей, воспринимающих любовь как элемент гардероба в стиле casual: повседневный, удобный, но вместе с тем не лишенный франтовства в неброских, элегантных деталях. Любовь у Гарреля — не сила, способная созидать и разрушать, а аксессуар, дополняющий модный лук.

Главный герой в исполнении самого же Гарреля — молодой, но уже не юный Абель, который намерен снова завоевать Марианну (ее играет бывшая топ-модель Летиция Каста, жена Гарреля в реальной жизни), бросившую его много лет назад ради его же лучшего друга со словами «я беременна, выхожу замуж, приходи на свадьбу такого-то числа... ты ведь не сильно расстроился?». Теперь этот лучший друг лежит в гробу: инфаркт. И Абель решает приударить за вдовой прямо на похоронах. Но на пути к счастью возникают две преграды: первая — сын Марианны, который не хочет делить маму с посторонним дядей и даже придумывает детективную историю о преднамеренном отравлении, замаскированном под инфаркт, чтобы отпугнуть Абеля; вторая — младшая сестра покойного (ее играет Лили-Роуз Депп, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради), которая была одержима лучшим другом своего старшего брата с самого детства, а теперь, что называется, созрела и решительно настроена воплотить детскую мечту в реальность.

Марианна — женщина, сделавшая выбор в любви не по зову сердца и даже не исходя из прагматичных плюсов и минусов, а подбросив монетку. Ева — только-только созревший подросток, зацикленный и идеализирующий образ из детства. И как всякий ребенок, она — эгоист в силу возраста, истошно вопящий в магазине, чтобы заполучить понравившуюся игрушку, и пренебрегающий надоевшей цацкой на следующий же день: мол, на магазинной полке она была красивее и желаннее, а дома превратилась в скучную обыденную собственность, идущую вразрез с мечтой.

Абель — честный человек, таскающий чемодан из одной парижской квартиры в другую и обратно. Его острое нежелание что-то решать прямо пропорционально острому сексуальному желанию Евы его возыметь. И он снимается с полки и передается в руки новой покупательнице с благословения предыдущей, как книжка, отправившаяся в буккроссинг.

Четвертый угол этой многоугольной лав-стори, покойник, предстает на экране в виде пары хороших кожаных туфель. «Возьмешь себе?» — предлагает Марианна Абелю после похорон. Абель отказывается, хотя про себя отмечает, что туфли-то отличные, практически новые, и размер подходящий... И он их таки возьмет. Потом.

Да, циник Гаррель, притворяющийся романтиком, приравнивает любовь к паре туфель. Такой он, настоящий современный Париж и уставшие от возвышенной любовной поэзии парижане: в этом городе можно прожить без любви, но без пары добротной и элегантной обуви не протянуть ни дня.

«Честный человек» в украинском прокате с 14 марта.