Патриарх Варфоломей написал ответное письмо Предстоятелю Албанской Церкви по «украинскому вопросу»

Патриарх Варфоломей написал ответное письмо Предстоятелю Албанской Церкви Блаженнейшему Анастасию, где обосновал решение предоставить Православной Церкви Украины автокефалию. Как выяснили журналисты «Фразы», 4 февраля Патриарх Варфоломей направил в адрес Блаженнейшего архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия ответное письмо, в котором предоставил обоснования по предоставлению членам УПЦ КП и УАПЦ Томоса об автокефалии.

Как сообщает «Ромфея», в своем послании Патриарх Варфоломей подчеркивает исключительную роль своей Церкви в мировом Православии и ее право решать проблемы других Церквей, которые они не способны разрешать самостоятельно.

«Богоносные отцы, которые посредством божественных и священных канонов возложили на трон Константина всем известную всесвященную и страшную его надграничную ответственность, не в виде привилегий, но жертвы, ведомые Духом Святым, провидев нужду окончательного урегулирования возникающих в Поместных Церквях проблем, не могущих быть разрешенными ими самими», – пишет Патриарх Варфоломей.

Он также сообщает, что ведущая и управляющая роль Константинополя была «исполняема непрерывно во все прошедшие века» и «первенствующее место Константинополя никогда не вызывало у других патриархов никакого беспокойства».

Патриарх Варфоломей обосновывает свои утверждения историческими примерами, в частности он указывает, что в 1663 году патриарх Дионисий ІІІ, совместно с патриархом александрийским Паисием, антиохийским Макарием и иерусалимским Нектарием, издал «том» по поводу вопросов, предложенных клиром русской церкви. Там в пункте 8 сказано: «это преимущество имел Папа до того как разделилась Кафолическая Церковь... теперь уже когда он откололся, вопросы всех иных Церквей отсылаются к Константинопольскому трону и от него получают решение...».

Из этого и других исторических примеров Патриарх Варфоломей делает вывод: «Таково положение наших церковных дел и это ясно видно в неоспоримом и канонически утвержденном преимуществе аппеляции, которые мы применяли в случае священнейшего бывшего митрополита Киевского Филарета и бывшего митрополита Львовского Макария.

По поводу вопроса неканоничности рукоположения Епифания и других иерархов ПЦУ Варфоломей приводит исследование митрополита Ангиалу и затем Смирны Василия, составленное в 1887 году, в котором Василий якобы приходит к выводу о «действительности хиротоний клириков от раскольничьего или низложенного епископа рукоположенных».

Ранее «Фраза» сообщала, что Патриарх Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения украинского церковного вопроса.