В сериале от кандидата в президенты Владимира Зеленского есть такой эпизод: проигравший выборы глава государства запирается в своем кабинете с ружьем, отказываясь уступить место главному герою. Там он пьет, скандалит и выдвигает всевозможные ультиматумы.
Очевидно, Владимир Зеленский и спонсор его творческих проектов Игорь Коломойский предвидели развитие сегодняшней избирательной кампании, а потому наполняли сериал вполне конкретными меседжами, адресованными президенту Порошенко, конкуренцию которому комик Зеленский готовился составить уже тогда. Впрочем, Петр Алексеевич не киновед, президенты кино не смотрят, а пишут сценарии массовых шоу, именуемых в народе «цирк с конями». И космический шум, зарождающийся в глубинах общества, — это для них лишь шум.
В этом, признаем, гарант не одинок. Ибо, как было сказано в другом известном произведении кинематографа: «правительство на другой планете живет». А это значит, что вместо привычных носа, глаз и ушей власть пользуется сложными приборами, фиксирующими и анализирующими информацию с других планет. И обслуживают их люди, имеющие собственные, далекие от потребностей начальства, интересы и цели, нередко меркантильного свойства.
Посему многое из того, что очевидно нам, — это для элит Terra incognita. Наоборот, разумеется, тоже. Однако, несмотря ни на что, мы зависим от них куда меньше. И пускай они и вмешиваются в нашу жизнь каждый день, гражданин уже научился принимать власть как неизбежное зло, прятаться от нее, шифроваться, обманывать. А вот у власти такой возможности нет, ибо рано или поздно наступает момент истины. Да, она может позволить себе вранье, но лишь в пределах разумного и заворачивая ложь в обертку идеологии — мы ведь после выборов пойдем жить дальше, а вот куда пойдут они, — вопрос. И в настоящий момент этот вопрос очень тяготит Петра Порошенко.
Эта неопределенность лишает Петра Алексеевича аппетита и сна, и, как натура эмоциональная, президент совершает ошибку за ошибкой. В частности, за прошедшие две недели он умудрился наломать кубометры дров, сопоставимые с объемом проданного леса-кругляка за все годы его правления. Чего, к примеру, стоит депортация архиепископа УПЦ Гедеона в... США. За наличие у него американского паспорта, до кучи. Видите ли, «ватный батюшка» посмел жаловаться американцам на притеснения своей конгрегации! И если его депортация не была срочной эвакуацией американского внештатника, накануне большой и согласованной с США бучи, то у заокеанских партнеров появился серьезный повод задуматься: так ли действительно управляем наш гарант? Можно ли доверить ему государство, им же превращенное в геополитический фронтир?
Согласитесь, опыт в создании фронтиров и выстраивании отношений с туземными лидерами у США огромный, и не всегда положительный. Ведь нередко Америка несла серьезные потери, ставя на дохлых лошадей, вроде правительства Южного Вьетнама или диктаторов-неудачников из африканских и латиноамериканских стран. А еще был у Америки геополитический партнер Саддам Хусейн — коммунистов в стране зачистил, объявил войну враждебной США Исламской Республике Иран, закупал оружие у США и Франции. Полезный был человек, нужный. Но от осознания своей важности зажрался, а получив пинка, принялся гадить. Даже на американских президентов покушения организовывал. Так вот, президенту Трампу такая перспектива ни к чему. Тем более что Петр Порошенко на него уже покушался. Пускай информационно, но именно с подачи Петра Порошенко за решеткой оказался глава его избирательного штаба Пол Манафорт.
Понимая всю сложность сложившейся ситуации, президент Порошенко занервничал. Он лично отправляется в Нью Йорк на Генассамблею ООН, где танцует перед полупустым залом тарантеллу. Квинтэссенцией его пламенного спитча стали клятвенные заверения, что «каждый гражданин Украины любит Америку и ценит все то, что США делают для Украины». Убедил? Не думаю! Американцы, в силу особенностей своего менталитета и политической культуры, больше всего на свете не любят, когда им врут, хотя сами и готовы наврать с три короба. Особенно они не любят, когда им врут вассалы. А ложь, в данном случае, очевидна. Ведь даже израильтяне (для которых США делают несравнимо больше, чем для украинцев: финансовая помощь Израилю превышает помощь всему остальному миру вместе взятому) далеко не все любят Америку.
Так вот, своему народу Петр Алексеевич может сколько угодно вешать лапшу на уши. Может рассказывать про блицкриг на Донбассе, про слепой траст, про неслыханную свободу слова. Даже апоплексический бред об убитых и раненых, которых он якобы на своем горбу выносил с Майдана, мы вытерпим.
А вот американцы такого наглого вранья уже не простят. Да и Дональд Трамп едва ли простил президента какой-то там Украины, в свое время обзывавшего его чуть ли не земляным червяком.
Петр Порошенко, кажущийся сегодня таким сильным и решительным, на самом деле пребывает в состоянии паники и реактивного психоза. И дело не только в том, что после публикации «убойного компромата» о связях Владимира Зеленского с Россией рейтинг последнего вырос почти вдвое и сделал его фактически недосягаемым для оппонентов. Есть вещи и пострашнее.
Например, Юлия Тимошенко, которая, в случае своего непрохождения во второй тур, обязательно выведет людей на Майдан, обвинив гаранта в фальсификации результатов. Она, кстати, уже договорилась с более мелкими участниками избирательной гонки о координации усилий по контролю за ходом выборов. А уж кандидаты-маргиналы, те и подавно поддержат любую бузу.
Напомню, многие из них стояли на Михомайдане, вместе с Юлией Тимошенко и Валентином Наливайченко участвовали в прорыве Михаэла Саакашвили через польско-украинскую границу. И вообще, все они имеют зуб на Петра Алексеевича, не нашедшего им места в исполнительной вертикали или погнавшего их с хлебных должностей в правительстве Яценюка. Все располагают собственными связями в Америке, а значит, и заручились поддержкой в ЕС и США на достаточно высоком уровне. И когда Петр Порошенко кричит подчиненному: «Где тебе еще, бля*ь, реформ не хватает?!», — он не только и не столько апеллирует к контексту диалога, сколько оспаривает дикурс, на котором базируется дружба условно либеральной оппозиции и ее западных кураторов.
Последней же каплей стали действия главы МВД Арсена Авакова. Недавно главный полицейский страны возвратился из США и первым же делом принялся громить сети скупщиков голосов, созданные избирательным штабом гаранта. Очевидно, этот удар, нанесенный в лучших традициях восточного коварства, санкционирован опять-таки США. А уж если ко всему прочему против Петра Порошенко ополчатся полиция и подконтрольный лично Арсену Борисовичу «Азов», то в распоряжении главнокомандующего останутся лишь близкая к Василию Грицаку группа в СБУ и ее внештатная агентура из ультраправой организации С14. Этого явно недостаточно, чтобы противостоять Майдану. Тем более что и в СБУ у Петра Алексеевича не все так гладко. Недаром же в списке кандидатов на пост президента целых два бывших руководителя спецслужбы — Валентин Наливайченко и Игорь Смешко. А еще список врагов гаранта включает в себя Владимира Рубана с Надеждой Савченко. Сами-то они сидят в тюрьме, но их кураторы наверняка продолжают работать где-то в разведке.
Сегодня мы наблюдаем агонию гаранта, от которого отвернулись все его покровители и союзники, а шестерки начинают тихо играть против своего патрона. Как, например, глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Тимур Хромаев, к которому Петр Алексеевич обращал упомянутый выше сакраментальный вопрос о реформах. Не из простого ведь пустозвонства муж Марии Ефросининой и сын экс-баскетболиста и, как пишут в СМИ, «бизнесмена с неоднозначной репутацией» Заурбека Хромаева начал вести в соцсетях эти американские разговорчики об отсутствии реформ во вверенной ему сфере.
Так как же Госдепартамент США? — спросите вы. Американцам так удобен Петр Алексеевеч! А я вам отвечу: этот Петр Алексеевич сломался, несите нового. Западу ведь важен не Порошенко — обрюзгший мужчина с одуловатым лицом, в мятом пиджаке и с кудряшками, а курс, который проводит Порошенко в международной и внутренней политике. А уж как будут звать этого человека, совершенно не важно — хоть горшком назовите. И если Петр Порошенко окончательно утратил наше с вами доверие, то самое простое — это снести его Майданом. Ибо курс Порошенко — это и есть Майдан.
И ничего другого пена майданов родить не сможет — просто в силу мировоззрения публики, из года в год наполняющей массовые протесты в Украине. Метод этот давно обкатан в Африке, Азии, Латинской Америке, где на смену проамериканским диктаторам регулярно приходят другие диктаторы. Такие же проамериканские. В таких же золотых туфлях и точно также обещающие положить конец коррупции.
По сути, президент Порошенко выборы уже проиграл.
И в его положении благоразумным было бы «слить» первый тур и попросту уехать из страны, не дожидаясь, кто же из протеже днепропетровского (пардон, днепровского) клана сядет в его кресло. Вопрос лишь в том, хватит ли у него для этого смелости и здравого смысла.
***
Видеоверсия статьи: