Как Украине перестать зависеть от поставок энергоносителей из России, которая осуществляет против нас военную агрессию, и больше добывать энергоресурсов из своих недр, заниматься развитием альтернативной энергетики, производить энергетические продукты самим и таким образом существенно повысить энергетическую безопасность страны — в публикации «Апострофа».
Если разбить понятие «безопасность» на составляющие, то наличие тех или иных ресурсов будет одной из них. На уровне индивида мы пребываем в безопасности тогда, когда у нас есть крыша над головой, достаточно еды и питья, одежды, тепла, медикаментов, средств связи и так далее. На уровне государства безопасность — это заполненные в достаточной мере «закрома» — в частности, энергетические. Украина на сегодняшний день вряд ли может обеспечить себя всеми необходимыми источниками энергии по цене, оплаченной ее экономикой безболезненно. Иными словами, наше государство не относится к энергетически безопасным, сколько бы нынешняя власть ни выдавала желаемое за действительное.
Более того нельзя Украину причислить и к странам с хотя бы минимально достаточным уровнем энергетической безопасности. В отчете International Index of Energy Secutiry Risk by Global Energy Institute подготовлен рейтинг International Index of Energy Security Risk за 2018 год, в котором обобщены статистические данные за 2016 год, Украина занимает 25-е место среди 25 стран — крупных потребителей энергии.
Проблема возникла не сегодня и не вчера: ее корни уходят во времена СССР. Но и по сей день зависимость Украины от России очень высока. По итогам 2018 года именно из России в Украину завозится 70% ядерного топлива. Если говорить об угле, то российская составляющая от общего импорта антрацита равняется 87%. В нынешнем же году из России ожидаются поставки 3,82 млн. тонн антрацита, т.е. 72% от всего планируемого на этот год импорта. Также около 20% нефтепродуктов импортируется из РФ. Такова объективная реальность.
Что касается газовой сферы, то нередко озвучивается тезис, что, мол, российский газ Украина не покупает, а энергетическая зависимость от России преодолена. В действительности Украина не покупает российский газ напрямую, но получает его из европейских стран по реверсному принципу. Все тот же продукт поступает в Украину обходными путями — в этом, собственно, и разница. Государство сумело диверсифицировать маршруты поступления газа, но не его источники. Следовательно, проблема не решена, а просто затушевана.
Примером же того, как может быть достигнута подлинная энергетическая независимость, является, по мнению экспертов, в частности, Южно-Африканская республика. Во времена апартеида, пребывая в изоляции и под действием международных санкций, ЮАР столкнулась с непростой задачей: собственных залежей нефти и газа в этой стране не было, но был уголь, которым и пришлось довольствоваться. И в ЮАР научились добывать из угля синтетическое топливо — более дорогое, но и более экологичное. Только такой путь — когда страна полностью переходит на энергетическое «самообслуживание» — может считаться единственно правильным. Все остальное — имитация и симуляция этого пути.
Не отдаленные перспективы
Госкомпании, работающие в сфере энергетики, в силу многолетней традиции остаются синекурой и «точкой кормления» для тех, кто находится в стране при власти. При этом Украина имеет серьезный потенциал для существенного повышения своей энергетической безопасности. К примеру, страна обладает вторыми по величине (после Норвегии) разведанными запасами газа в Европе — около 1 трлн. куб. м. Мы способны не только обеспечить себя газом, но и стать его экспортером. Подобные возможности привлекли к Украине внимание ряда крупнейших международных компаний — таких, как British Petroleum, Shell, однако их инвестиционный порыв довольно скоро угас. Не в последнюю очередь — из-за действующей модели энергетического рынка, которая является одновременно и слаборазвитой, и наиболее перспективной.
Устраняя подобное противоречие, государство обязано обеспечить благоприятные условия для частных компаний, занимающихся добычей энергоресурсов, иначе будущее украинской энергетики не внушает оптимизма — отмечают участники рынка. Мировой опыт свидетельствует: успехи энергоотрасли в значительной мере были достигнуты благодаря частным компаниям. Украина не является исключением из данного правила: на фоне общей стагнации в энергетике единственный динамично растущий сектор — частная газодобыча.
Темпы прироста добычи топлива частными компаниями колеблются в зависимости от ряда условий, и все же из года в год негосударственные компании увеличивают объемы добычи. При этом даже весомый фискальный пресс не может переломить положительную динамику. (к слову, либерализация налогообложения энергетических «частников» — еще одна сфера, требующая внимания государства). В данный момент в негосударственном секторе газодобычи присутствуют три явных лидера — это компании «Нефтегаздобыча», «Эско-Пивнич» и «Природные ресурсы», на которые приходится почти 60% всего добытого «частниками» газа.
Первая из упомянутых компаний входит в состав холдинга ДТЭК «Нефтегаз», одного из лидеров рынка внутренней добычи природного газа. Следует отметить, что в 2018 году компания добыла 1,65 млрд. куб. м топлива, и это — не единственное ее достижение. ДТЭК выступает и как крупнейший угледобытчик в Украине — за 11 месяцев 2018 года шахтеры ДТЭК «Энерго» подняли на-гора 22 млн. тонн газового угля. В текущем, 2019-м, ДТЭК «Энерго» планирует добыть 25 млн. тонн угля и, таким образом, минимизировать его импорт.
Невзирая на тот, факт, что в последнее время человечество перешло к нетрадиционным для ХХ века формам добычи полезных ископаемых — добыче нефти и газа на шельфе, разработке битуминозных нефтяных песков и сланцевых нефти и газа — эти запасы конечны. Такие факторы как исчерпаемость ископаемых источников энергии в исторической перспективе, их вред для окружающей среды, а, в случае атомной энергетики, — риски, угрожающие существованию человечества, привели к тому, что политические элиты развитых стран все активнее обращаются к тому, чтобы уже в недалеком будущем резко увеличить долю возобновляемых источников энергии, вследствие того, что это стало технологически возможным и становится все более и более рентабельным.
Излишне акцентировать внимание на том, насколько важна возобновляемая энергетика в современном мире, который давно демонстрирует значительную экологическую уязвимость.
«Зеленые» технологии
Глобальное изменение климата стало настолько угрожающим, что породило, в частности, Парижское климатическое соглашение, призванное отрегулировать меры по снижению содержания в атмосфере углекислого газа. Два с половиной года назад Украина также ратифицировала данное соглашение, то есть взяла на себя обязательства в том числе и по развитию «чистой энергетики».
В этой отрасли пальма первенства принадлежит тому же ДТЭК, в структуре которого операционная компания ДТЭК ВИЭ как раз и развивает проекты «зеленой энергетики». В 2012 году была построена Ботиевская ВЭС — крупнейшая ветроэлектростанция в Украине, а в 2017 году заработала Трифановская солнечная электростанция, и началось строительство Приморской ВЭС в Запорожской области.
Развитие возобновляемой энергетики — чрезвычайно перспективное направление деятельности. Если уменьшающиеся запасы ископаемого топлива делают его более дорогим ресурсом и, соответственно, энергию, получаемую из него, более дорогой, то стоимость получения энергии из возобновляемых источников, благодаря постоянным технологическим усовершенствованиям в ее получении, постепенно будет стремиться к нулю, так как энергия солнца и ветра не иссякает по мере ее потребления.
Возвратимся к углеводородной энергетике. По мнению экспертов, наличие серьезной национальной геологической теоретической школы, достаточного количества практиков добычи, позволяет Украине ставить перед собой серьезные и амбициозные цели, которые должны состоять в том, чтобы поднять добычу природного газа самим, с учетом опыта западных технологических лидеров в этой отрасли.
Нефте- и газодобыча всегда с момента зарождения были очень инновационными отраслями, которые меняли природу мирового промышленного производства. Остались они такими и сейчас. Используя технологические достижения частных компаний, Украина сможет построить национальную промышленность в сфере добычи энергоносителей. Затем нашей стране, уже имеющей развитый технологический сектор внутренней добычи природного газа, будет значительно легче организовать национальное производство оборудования для возобновляемой энергетики, за которой будущее, хоть еще и не совсем близкое.
Западная практика показывает — значительные успехи в секторе добычи природного газа были достигнуты частными компаниями, которые вначале были достаточно невелики, но именно в силу этого сильно мотивированы. Там, где государство не спешит наращивать добычу, частные украинские компании внедряют новые технологии и добывают все больше природного газа. А, учитывая то, что военная агрессия России в разы обострила необходимость в собственных энергоресурсах и подлинной энергобезопасности, дела — а не слова — приобретают особую значимость.