Еще до Евромайдана я неоднократно писал о «дырах» в избирательном законодательстве Украины, которые не замечали ни власть, ни тогдашняя оппозиция.
Речь идет об отсутствии в бюллетенях графы «против всех» и обязательной минимальной явки.
За прошедшие пять лет данная тема остаётся полностью закрытой, что лишь подтверждает то, о чём я писал: вычеркнув из избирательного законодательства данные нормы, действующая политико-экономическая «элита» законсервировала ситуацию, сделав невозможным реальный приход в органы власти тех самых «новых лиц». Тем более, когда ЦИК – полностью подконтрольная этой «элите» – вправе не допускать к процессу и избирателей, и самих кандидатов.
* * *
Видеоверсия статьи Димтрия Факовского:
* * *
Замалчивая данный вопрос и говоря о том, что граждане должны участвовать в выборах, все кандидаты и их «эксперты» заявляют об одном: идите на избирательные участки и голосуйте. Украинцев обманывают, постоянно внушая, что участие в выборах путем голосования – это их конституционный долг. На самом деле, в статье 38-й Конституции говорится, что «граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Таким образом, отсутствие в избирательном законодательстве норм, предусматривающих обязательный минимальный порог явки (50%+1), а также право проголосовать за кандидата «против всех» (который при таком существенном протестном настроении, как сегодня, может и победить), является прямым нарушением Конституции. В итоге, протестный электорат вынужден либо оставаться дома, либо идти портить бюллетени, либо голосовать за кого угодно, но только не «против», в итоге голосуя «за».
Мы получаем ситуацию, когда украинцы вынуждены голосовать за тех, кого они не хотят выбирать, за тех, кого им навязывает «элита», выбирая, как им кажется, «меньшее из двух зол». Или же – люди не пользуются своим правом, и не идут на избирательные участки. В итоге, украинец просто не имеет возможности «принимать участие в управлении государственными делами», как гарантирует это Основной Закон.
Механизм применения графы «против всех» и минимального порога явки мог бы быть очень простым: при низкой активности или победе «протестной графы» все кандидаты, участвовавшие в кампании, просто снимаются с выборов. В том числе и кандидаты в президенты.
Простыми словами, если украинцы видят, что власть и оппозиция организовывают очередной договорняк, они просто или не идут на выборы – срывая явку, или же – голосуют «против всех». Думаю, организовать необходимую кампанию за тот или иной выбор для протестного электората не составило бы труда. Ведь сегодня все те, кто выступает против сложившейся системы, или останутся дома, или испортят свой бюллетень, ничего так и не решив, позволив прийти к власти тому, кого они не выбирали и не признают. Даже если реальный уровень поддержки этого человека по стране не будет дотягивать до половины имеющихся избирателей.
Для остальных же, чтобы сымитировать «богатство выбора», выдвинули едва ли не рекордную по своей численности и разношерстности группу кандидатов.
Куда очевиднее картина видится на местных выборах, где зачастую для победы достаточно получить 20% и даже меньше голосов избирателей. Например, на местных выборах 2015 года в городке районного значения Тараща Киевской области в борьбе за должность городского главы победил кандидат-самовыдвиженец Валерий Велиев, набравший 11,67% или 521 голос. В Дарницком же районе столицы по 24-му округу представитель «Свободы» Владимир Бохняк умудрился стать депутатом Киевского совета, набрав всего 667 голосов избирателей или 9,92%.
Приведу еще несколько цифр.
В выборах президента Украины в 2010 году приняли участие почти 25,5 миллионов человек при явке 69,15%. На парламентских выборах 2012 года голосовали уже всего 20,7 миллионов человек при явке всего 57,98%. Тогда «не дотянули»: Крым — 49,45%, Севастополь — 49,65%, Одесская область — 49,64%, а также отдельные округа других областей.
На выборах президента Украины в 2014 году, после потери Крыма и части Донбасса, на избирательные участки пришли чуть более 17,8 миллионов человек при явке 60,19%. Причем, если брать число избирателей 2010 и 2012 годов, то получается, что в выборах Петра Порошенко приняли участие 48,3% и 49,8% избирателей соответственно.
Еще хуже с явкой было на парламентских выборах 2014 года. Тогда на избирательные участки пришли лишь чуть более 15,9 миллионов человек при явке 52,42%. Явка в Днепропетровской области составила 47,86%, в Донецкой – 32,4%, в Закарпатской – 44,68%, в Запорожской – 47,19%, в Луганской – 32,87%, в Николаевской – 42,81%, в Одесской – 39,52%, в Харьковской – 45,32%, в Херсонской – 41,36%, а в Черновицкой – 48,49%.
Много ли об этом говорили в телевизионных эфирах? Не помнится…
Что касается заграничных избирательных участков, то в 2010 году на них проголосовали 45,2 тысячи человек, в 2012 году – 20,5 тысяч, на президентских выборах 2014 года за рубежом голосовали 72,8 тысяч украинцев, а на парламентских – 40,7 тысяч человек.
На выборах 2019 года за счет массовости и телевизионной яркости кандидатов явку, скорее всего, удастся нагнать до более-менее приличного уровня. Ведь о том, что можно не идти на выборы и хотя бы поставить под вопрос поддержку (читай – легитимность, как для «западных партнеров», так и для оппозиции) нового президента народом, украинцам никто не говорит, а правовых оснований для протестного выбора у них попросту нет.