Фильм «Пирсинг»: на каждого маньяка найдется другой маньяк

В украинских кинотеатрах стартовала черная комедия «Пирсинг», которая с подачи прокатчиков прикидывается эротическим садомазохистским триллером. Эдакая извращенная американо-японская версия советской «Иронии судьбы, или С легким паром». Как раз к Новому году.

Американская лента, впервые показанная на кинофестивале «Сандэнс», является адаптацией одноименного романа скандального японского писателя Рю Мураками, также написавшего «Все оттенки голубого», «Дети из камеры хранения», «69», «Мисо-суп»... По одним только названиям очевидно, что этот литератор — большой провокатор.

В первой же сцене зрителя ожидает шок. Главный герой, на первый взгляд обычный муж и отец, стоит над кроваткой младенца, собственного ребенка, возведя над ним нож для колки льда. Да, этот герой — маньяк, которого мучит жажда убийства, но он все сдерживается и сдерживается. А воздержание, как известно, до добра не доводит. И чем сорваться и в порыве необузданного желания заколоть собственное дитя, лучше уж удовлетворить потребность где-то на стороне.

 

Поэтому герой составляет план действий: уехать, снять номер в отеле, вызвать проститутку... да, жертва должна быть проституткой, но непременно англоязычной проституткой, она должна кричать и звать на помощь на английском... Собирает дорожную сумку, прихватив веревку, нож для колки льда, чистящие средства, сменную одежду... и, поцеловав жену в щеку, малышку в лобик, отправляется в «командировку».

«Каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим в баню... мы там моемся...». Ну, помните да ведь эту историю? Конечно, помните. Каждый год, 31 декабря... скромный, робкий и с первого взгляда очевидно, что незадачливый серийный маньяк по имени Рид (похожий на Кита Харингтона из «Игры престолов», только более приземленный актер Кристофер Эбботт), имеющий симпатичную жену Мону и пухлощекую новорожденную дочь, ходит кого-нибудь убивать. Нет, на самом деле осознанно Рид делает это впервые, пытаясь повторить опыт юности, но потенциально он, конечно же, серийник, нуждающийся в регулярности. И вот ведь ирония судьбы: в лице гипотетической жертвы маньяк встречает... маньячку, что, естественно, сопровождается обилием курьезных сцен. «Я даже поливала его из чайника...», «Это не рыба, не заливная рыба, это стрихнин». Да-да, яды тут тоже имеются.

«Московскую невесту он забывает, обзаводится ленинградской...». Образу московской невесты Гали, которой главный герой периодически названивает, соответствует жена Мона (Лайа Коста из фильмов «Виктория» и «Новизна»). Относительно дорогая проститутка Джеки (Миа Васиковска) соответствует образу Нади. Как и события рязановской «Иронии судьбы», действие «Пирсинга» в основном разворачивается в пределах двух квартир: отельного номера и квартиры Джеки (не хватает разве что настырно названивающего в дверь Ипполита). Американский фильм даже начинается аналогично: с картинки «типового» многоэтажного и многоквартирного дома.

Очень важно, что создатели экранизации, несмотря на приглашение англоязычных европеоидных актеров, сохранили намек на японские декорации и японскую атмосферу. Действие типично американского фильма едва ли происходило бы в многоэтажке с огромным количеством маленьких уютных квартир, оснащенных маленькими окошками. Скорее, оно было бы перенесено либо в зону особняков, либо в дорогое съемное жилье на Манхэттене, которое дорогая проститутка может себе позволить.

Образ Джеки — вообще не американский: она не соответствует ни женщинам вамп, которые соблазняют потенциальных клиентов за барной стойкой фешенебельного отеля, ни обездоленным девушкам с улицы, которые выглядят пошло и дешево. Она куда больше созвучна с образом современной юдзе — легальной японской «женщины для удовольствий». Живет в небольшой, но красиво обставленной квартире, покупает хорошие вещи, культурно общается и готовит супы... Только вот любит себя колоть и резать и в целом страдает маниакальным психозом.

«У тебя такое симпатичное личико... Так и хочется по нему врезать. Сильно-сильно. Чтобы ты больше никому не понравился и навсегда остался со мной».

Фильм «Пирсинг» вполне можно назвать нетипичной лав-стори о встрече двух одиночеств. Японцы, как известно, много работают, мало утоляют потребности, а потом, разочарованные жизнью, разбитые депрессией, отправляются в лес для самоубийц. Рю Мураками написал позитивную, оптимистическую историю о том, что каждому сапогу есть своя пара, каждой гайке есть свой болт, каждому горшочку есть свой воздушный шарик... Словом, «ты — морячка, я — моряк, ты — рыбачка, я — рыбак, ты — маньячка, я — маньяк».