Да, мы определенно поторопились списывать Николаса Кейджа со счетов, рыть его актерскому таланту глубокую могилу. 22 ноября на украинские экраны вышел опус о кровавой вендетте «Мэнди», жанр которого можно определить как артхаусный трэш (официально: психоделический хоррор). И это, пожалуй, самый необычный, обескураживающий, магический и гипнотический фильм года. Да-да, с магией этой картины не сравнятся даже творения Джоан Роулинг. Вот только «Мэнди» уж точно не стоит показывать детям.
Действие разворачивается в 1983 году, в американской глуши под живописным названием Тенистые горы. Ну, знаете, американская провинциальная глушь славится красивыми, поэтичными названиями вроде Кристальное озеро, Зеленая долина, Горбатая гора, Ветреная река, Пылающая равнина... Главный герой — простой лесоруб Ред (Николас Кейдж), хороший, тихий парень, который живет в мире и гармонии со своей прекрасной женой Мэнди (Андреа Райзборо). Он рубит деревья, она рисует фантасмагорические картины про красавиц и чудовищ, про храмы посреди джунглей. А после работы они ужинают под какой-нибудь ужастик, идущий по телеку, и ложатся спать у прозрачной стеклянной стены, сквозь которую видны небо и лес. Обнимаясь, они разговаривают о планетах и звездах, о Юпитере, вокруг которого бушует вечный ураган, о галактике, о космосе и его тайнах.
Но однажды в Тенистые горы забредает религиозная секта во главе с псевдомиссией, эдакая вариация на тему Чарльза Мэнсона и его коммуны головорезов. Лидер культа случайно встречает в лесу прекрасную Мэнди и страстно желает ее возыметь. На помощь сектанты вызывают местную банду байкеров, похожих на восставших из ада демонических монстров, и те похищают Мэнди. Гордая девушка даже под действием наркотиков отказывается покориться лидеру секты и тот... сжигает ее заживо. Лесоруб Ред высвобождается из оков, залпом выпивает бутылку водки, издает истошный вопль ярости и боли, а затем встает на тропу кровавой мести.
Повествование условно состоит из двух равных по хронометражу частей: до смерти Мэнди и после. Мэнди — эдакая принцесса из готических фэнтезийных романов, которыми она зачитывается. Олицетворение чистоты и невинности. Неизбежной мученицы и жертвы. Не случайно, блуждая по лесу, она натыкается на мертвого новорожденного олененка — воплощение такой же чистой и невинной жертвы, как она сама. И не случайно рассказывает Реду горькую историю из детства о том, как жестокий отец, ненавидящий прилетавших на их ферму скворцов за то, что те дочиста склевывали вишневые плоды на деревьях, напхал птенцами наперник и заставил детей бить ломом по невинным птицам. Впоследствии она сама будет трепыхаться в завязанном мешке так же, как те обреченные скворцы в напернике.
Шрам на лице Мэнди — скорее всего, следствие неповиновения отцу. Или какому-нибудь другому монстру. То есть до встречи с Редом в ее жизни определенно было чудовище, перед которым она не склонила безропотно колени, за что и поплатилась. И не склонила Мэнди их снова, когда безумец-садист, самопровозглашенный «божий сын», распахнул перед ней халат и достал свой обмякший лом. Она громко рассмеялась ему в лицо.
Взрослую эстетику принцессы и монстров режиссер Панос Косматос обыгрывает до мелочей. И во вклейках из рисованной мультипликации — кошмарных сновидениях Реда. И в изображении злодеев, которые выглядят откровенными упырями, абсолютнейшими бесчеловечными подонками, эдакими орками, гоблинами, троллями из миров Толкина, переложенными на музыкальный и киноязык начала 80-х с преобладанием готик-рока и хеви-метал, с увлечением ЛСД. Собственно, весь фильм Косматоса снят в галлюциногенном облаке под воздействием кислоты.
Если «Мэнди» и можно сравнить с эстетикой каких-либо других фильмов (хотя кажется, что ничего подобного на экране еще не было), то это в первую очередь «Ворон» с Брэндоном Ли 1994 года и первый «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном 1979-го, где Рокатански мстил банде байкеров за смерть возлюбленной.
Имя главного героя Реда в переводе с английского («red») означает «красный». И дело не только в количестве крови, которую Ред прольет за смерть Мэнди. Красным светом охвачено практически все повествование, будто концертными спецэффектами для рок-группы, окутанной на сцене выплывающим из хейзеров красным туманом. Красным светом пылает и небо, совсем не похожее на небо над нашей планетой, скорее созвучное с небом над Марсом из фантастических романов Эдгара Райса Берроуза. Или, быть может, это небо над Венерой, залитое обжигающим красным солнцем, словно охваченное языками пламени.
Ред — лесоруб, так что в числе орудий его мести, конечно же, оказываются бензопила и здоровая, нарядная секира, выплавленная им собственноручно. А также арбалет и ружье. И сильные руки, которые под действием кислоты превращаются в руки терминатора, способные раздавить человеческий череп, как моченое яблоко.
Безумная роль в фильме «Мэнди» — апофеоз, апогей, вершина безумной актерской карьеры Николаса Кейджа, который скатился из обладателя «Оскара» в самый популярный киношный интернет-мем. Его герой — тугой сгусток гнева, отчаяния и сумасшествия, который действует не умом и даже не сердцем, а ураганом, вихрем, что свищет на пустыре, в той зияющей пустоте, что осталась в душе после смерти возлюбленной. Подобно урагану, вечно бушующему вокруг Юпитера.