Сегодня представителям раскольнических структур УПЦ КП и УАПЦ на Украине пришлось пережить несколько неприятных моментов. Дело в том, что вчера на официальном сайте Польской православной церкви появилось заявление Архиерейского собора этой поместной церкви, которое содержит довольно интересные тезисы касательно Украины. В частности, Собор епископов запретил своим клирикам молиться и пребывать в евахристическом общении с клириками раскольнических структур УПЦ КП и УАПЦ.
«Святейший Архиерейский Собор запрещает священникам Польской Автокефальной Православной Церкви вступать в литургические и молитвенные контакты с «духовенством» так называемого Киевского Патриархата и так называемой «Автокефальной православной церкви» — сказано в заявлении.
Но само это высказывание польских иерархов куда более многогранно, чем может показаться на первый взгляд, и в первую очередь это касается Константинопольского патриархата.
Дело в том, что ровно две недели назад архиепископ Константинополського патриархата Иов Геча дал большое интервью, в котором разъяснил ситуацию касательно решений Синода в отношении представителей УАПЦ и УПЦ КП. У многих оставались недопонимания — остаются ли эти раскольнические структуры далее самостоятельными единицами, приняты ли они в лоно Церкви или же остаются в расколе и т.д.
И вот архиепископ Иов прямо говорит по этому поводу: «Понятно, что автокефалия, которая будет предоставлена Православной церкви на Украине, должна будет объединить всех православных епископов и всех православных верующих на Украине. Но как это можно сделать, если часть этих епископов до сих пор была в расколе, в схизме, то есть они были неканоническими? Нужно было дать им канонический статус, и именно поэтому появилось решение удовлетворить апелляции бывшего митрополита Киевского Филарета и бывшего митрополита Львовского Макария. То есть, митрополит Филарет и митрополит Макарий вместе с их последователями, согласно этому решению, приняты в лоно церкви. То есть здесь речь не идет, как нас обвиняют, о легитимации раскола. Речь не идет о том, что мы даем томос в руки главы Киевского патриархата или томос главе УАПЦ. Эти епископы восстановлены как архиереи в лоне Вселенской церкви... Еще в канонах сказано, что если крещение признается, то и хиротонии признаются, когда епископы возвращаются в лоно церкви. Вот на основе этого решения все эти епископы были приняты в лоно церкви... Все архиереи на Украине де-факто согласно решению этого синода являются архиереями Вселенского престола». То есть известный архиепископ Константинопольского патриархата прямо и однозначно указал, что Константинопольский патриархат не хотел идти путем, когда «автокефалией легализировался бы раскол», в чем патриарха Варфоломея неоднократно упрекали, и поэтому решено было снять все наложенные на раскольников запрещения, в т.ч. анафему, ликвидировать структуры УАПЦ и УПЦ КП, и всех признать епископами Константинопольского патриархата. Таким образом постановление Синода Константинопольского патриархата признало всех клириков на Украине иерархами КонстП, чтобы их в качестве клириков Константантинопольского патриархата пригласить на «объединительный собор», который бы объявил о создании поместной церкви на Украине и избрал главу этой церкви. И этой новосозданной структуре и ее главе патриарх Варфоломей, якобы, имеет намерение предоставить автокефалию. Именно это и озвучил Иов Геча.
В этом свете заявление Польской православной церкви — это заявление не только и не столько в сторону раскольников УАПЦ и УПЦ КП, сколько в сторону Константинопольского патриархата. По сути Собор отказался признавать законными и правомочными решения Синода Константинопольского патриархата в отношении раскольников. В связи с этим они не признают клириков УПЦ КП и УАПЦ членами Константинопольского патриархата, а продолжают считать их раскольниками. Более того, в определении Собора даже само слово «духовенство» в отношении церковных деятелей раскольнических структур взято в кавычки, показывая тем самым, что им отказано в праве называться священниками и епископами, ведь согласно 1 каноническому правилу святителя Василия Великого все клирики, уходящие в раскол, тут же теряют право называться священниками и являются обычными мирянами, а все таинства в таких раскольнических структурах — фикция.
Кроме того такое заявление прямо указывает на то, что без нормализации отношений между РПЦ и КонстП ни о каком признании автокефалии на Украине не может быть и речи. В заявлении сказано, что процессы, которые запустил КонстП на Украине, «разрушительно влияют на всю жизнь Православия в целом». То есть действия патриарха Варфоломея названы деструктивными и разрушительными. Естественно, что если «объединительный собор» будут проводить не епископы православной церкви, а представители раскольнических структур, то и сам «собор» не будет иметь никакой силы, т.к. по существу проведен некими мирянами, находящимися вне Церкви. Поэтому данным заявлением определено отношение и к вопросу попыток предоставить автокефалию на Украине.
Но интересней всего то, что даже клирики Константинопольского патриархата не признают представителей УПЦ КП и УАПЦ как действующих священников и епископов, как это предписано патриархом Варфоломеем. Об этом заявил священник Константинопольского патриархата, который служит в Иерусалиме. Обсуждая заявление Польской православной церкви, священник КонстП Александр Занемонец сообщил, что на Афоне никто не сослужит с представителями УАПЦ и УПЦ КП, и даже клирики Константинопольского и Иерусалимского патриархатов, чему он свидетель, отказываются сослужить с клириками УПЦ КП и УАПЦ: «с ними нет сослужения и у Константинополя. Знаю это хорошо по Иерусалимскому патриархату тоже». Таким образом получается, что постановления патриарха Варфоломея отказываются принимать не только в РПЦ, но и в Польской православной церкви, в Иерусалимском патриархате, и даже клирики самого Константинопольского патриархата продолжают считать подчиненных Филарета Денисенка и Макария Мелетича раскольниками.
Складывается весьма противоречивая ситуация — руководство КонстП заявляет, что представители УАПЦ и УПЦ КП теперь являются полноценными клириками и подчиненными патриарха Варфоломея, но при этом сами клирики КонстП, не говоря уже о других церквях, не только отказываются сослужить с ними, но и вовсе не признают их как священников и епископов, продолжая относиться к ним как к раскольникам, которые по сути являются мирянами и находятся вне Православной Церкви.