Что ждет верующих УПЦ в Поместной?

Неожиданные шаги Константинопольского Патриархата, который в начале сентября не словом, а делом поддержал инициативу Петра Порошенко по созданию Поместной Церкви из двух раскольнических структур УПЦ КП и УАПЦ, заставляет задуматься о том, что этот политпроект действительно может быть реализован. И одна из главных задач создателей ЕПЦ (Единой Поместной Церкви) — привлечь на свою сторону как можно большее количество клириков, приходов и верующих Украинской Православной Церкви, которых сейчас в разы больше, чем всех раскольников вместе взятых. Пропагандисты Поместной сейчас уверяют, что с возникновением их структуры прихожане УПЦ тут же ринутся, расталкивая друг друга локтями, записываться в ЕПЦ. И хотя это явное и абсурдное преувеличение, симпатики автокефалии в рядах УПЦ все же есть.

Давайте попытаемся подробно разобраться — чего они ожидают от Поместной, что могут там приобрести, а что потерять.

Среди симпатиков автокефалии, которые сегодня находятся под омофором нашего Блаженнейшего, бытует мнение, что дарование Томоса избавит нашу Церковь от многих проблем. Например, от проблемы агрессивного отношения со стороны социума и государства.

Действительно, стараниями СМИ Украинская Православная Церковь (с обязательной для этих СМИ приставкой «МП») уже давно превратилась в «пятую колонну Кремля», «пропагандистскую машину Московского Патриархата», «пособника агрессора» и т.д. Священники, да чего уж там — и миряне, с подачи этих же СМИ воспринимаются исключительно как «агенты в рясах», «эфэсбэшники» и «кэгэбисты». И вот, умеренные приверженцы Томоса, находящиеся в лоне УПЦ, уверены, что автокефалия нужна для того, чтобы избавить многострадальный народ Украины и нашу Церковь от всех этих обвинений. Дескать, примем мы Томос и сразу перестанем быть «агентами влияния Кремля». Но, так ли это на самом деле? Станут ли в «единой поместной» нормально и доброжелательно относиться к тем, кто решил переметнуться на их сторону в надежде избежать обвинений в неблагонадежности и даже возможных гонений?

Сейчас политтехнологи ЕПЦ много говорят о «единении» всех православных (и это адресовано, прежде всего, верующим УПЦ) в своей структуре. Но такой тезис вызывает очень большие сомнения. Вспомним, что когда в 2014 году только начинался конфликт на Донбассе, все украинские телеканалы выходили в эфир с лого «Єдина країна». Парадокс, но при этом журналистами откровенно разжигалась ненависть по отношению к определенной части жителей страны, жители которой, по их мнению, были недостаточно патриотичны или имели «неправильное» мировозрение. Не секрет, что такое парадоксальное сочетание «любовной ненависти» никакого позитивного результата нашей державе не принесло, скорее наоборот. А переселенцы из конфликтных районов, которые искренне пытались стать «своими» среди носителей титульной идеологии, тем не менее, воспринимались местными «патриотами» как чужаки и часто подвергались травле, а моментами даже — физическим избиениям.

И вот теперь схожие технологии обкатываются и на других «неправильных» жителях Украины — верующих Украинской Православной Церкви, которым добровольно-принудительно предлагается присоединиться к «Единой Церкви». Вот только как их примут носители титульной идеологии, господствующей в УПЦ КП и УАПЦ? Ведь именно представители этих структур призваны составить костяк будущей Поместной.

Парадоксально, но в Западной Украине клириков и прихожан Киевского патриархата местное (большей частью униатское) население называет «москалями». И это несмотря на всю демонстративную ультрапатриотичность представителей УПЦ КП. И хотя сторонники филаретовской структуры на это обижаются и отчаянно меряются с греко-католиками патриотизмом, сути это не меняет — никакого единения на почве любви к Родине в среде церковных патриотов не происходит. А ведь единственное, о чем говорят творцы Поместной в качестве объединяющего фактора — это как раз и есть патриотизм, причем с трудом балансирующий на грани с национализмом. Ведь никто из создателей этого проекта ничего другого не предлагает, кроме лозунга «Украине — украинскую Церковь».

Понятно, что потенциальных «перебежчиков» из УПЦ в ЕПЦ стопроцентно ждет украинский язык богослужений, реформа по изъятию из святцев «москальских» святых и крестные ходы под национальными флагами. Но и с этим в конце концов можно смириться ради главного. А главное для христианина — это единство во Христе. Но может ли оно быть достигнуто с теми, для кого «Слава нации!» и «Смерть ворогам!» вполне гармонично уживаются (или не уживаются) с потребностью славить Бога и заповедью любить врагов своих?

 


И перестанут ли прихожане УПЦ, в случае своего перехода в Поместную, быть «москалями» и считаться теми самыми ворогами, которым нынешние сторонники Филарета желают смерти?

Совсем не факт.

Такие вопросы уже начинают задавать и себе, и друзьям-«побратимам» аутентичные церковные патриоты. Они прямо спрашивают — а как им относиться к тем самым «москалям» из «московской Церкви», с которыми им предлагают объединяться. И главное — рады ли сами «патриоты» такому объединению?

Одно из самых авторитетных западно-украинских изданий «Захид.нет» несколько дней назад опубликовало «аналитическую» статью, в которой ее автор задается вопросом: «Сможет ли Поместная церковь принять кадры УПЦ МП и сохранить внутреннее единство?». После небольшого вступления он расширяет свой вопрос и конкретизирует его в деталях:

«Сможет ли священство, вышколенное в традиции москвоцентричного православия, стать органической частью Поместной Церкви? Где гарантия, что после своего перехода в Поместную Церковь эти „батюшки“ не станут ее более или менее скрытым пророссийским крылом? Говоря прямо, не превратится ли „миграция“ кадров УПЦ МП в Поместную Церковь в экспансию пророссийских сил в лоно украинской автокефалии? Откажутся ли приходы, особенно в южных и восточных областях, от церковнославянского (читай — русского) языка богослужений? Изменятся ли тамошние москвоцентричные настроения на украиноцентричные? К сожалению, успокаивающих ответов на все эти вопросы пока нет».

Итак, что мы видим? Что «батюшек», которые «воспитаны в традиции москвоцентричного православия», будут считать «пророссийским крылом», и они будут вынуждены пройти идеологическую проверку и обработку, чтобы «сменить москвоцентрические настроения на украиноцентрические». Обратите внимание — не Христо-центрические, а москво- и украино-! То есть, автор статьи рассматривает вопрос автокефалии исключительно с политических позиций, а Православная Церковь для него — и не Церковь, и не вера вовсе. Более того, он утверждает, что те, кто перейдет, будет просто вынужден отказаться от церковно-славянского языка, и этот отказ, по его мнению, может служить серьезным маркером благонадежности.

Но самое интересное: в «Захид.нет» считают, что процесс автокефализации легче всего перенесут иерархи, а простой народ еще долго будет ему сопротивляться: «Наибольшей гибкости (по крайней мере, вначале) следует ожидать как раз-таки от иерархов, которые должны будут демонстрировать лояльность новому руководству и демонстрировать принятие новых правил игры. А вот на низовом уровне инерция может быть очень сильной — особенно в русскоязычных восточных и южных регионах».

Можно не сомневаться, что авторы даже не догадываются, что согласно Посланию Восточных Православных Патриархов хранителем православной веры есть именно народ Божий, люди Церкви, потому что как раз иерархи ее много раз предавали. А значит, любое решение требует рецепции церковного народа. Об этом, кстати, и говорят наши иерархи, когда объясняют несвоевременность автокефалии для Украины — ее просто отвергнет народ.

Ну и конце статьи рисуется довольно непривлекательная перспектива для тех, кто все же решится пойти в «единую поместную»: «Если украинское православие действительно созрело к автокефалии, Поместная Церковь будет иметь достаточно внутренней силы — и духовной, и организационной, — чтобы „переварить“ новоприбывших, интегрировав их настолько, насколько это нужно для сохранения внутреннего единства». Правда, автор не уточняет, как именно будут «переваривать» пришедших, чтобы потом их было удобнее «интегрировать» для сохранения «внутреннего единства». И какой должен быть результат на выходе после такого пищеварительного процесса. Впрочем, имея исторические примеры того, как такое «переваривание» происходило раньше, догадаться о том, что будет сегодня нетрудно.

Мы помним: если во времена СССР твой отец был священником или белогвардейцем, то занимать руководящие посты ты не мог. А если еще и родственники были за границей — то ты и вовсе «враг народа». Вот и с точки зрения тех, кто сегодня просит автокефалию, бывшие «московские» священники и миряне не вызывают никакого патриотического доверия. Потому думать, что после Томоса на тех верующих УПЦ, которые перейдут в «единую поместную» станут смотреть, как на своих — как минимум наивно. Они все равно останутся «пятой колонной» с соответствующим отношением. Это чревато тем, что таким ренегатам придется постоянно доказывать свою лояльность как по отношению к правительству, так и по отношению к тем, кто считает себя «цветом нации».

Также напрасны надежды тех православных христиан, которые пытаются доказать, что дарование Томоса со стороны Фанара избавит Церковь в Украине от раскола. Ведь совершенно очевидно — далеко не все в УПЦ примут автокефалию. Можно с большой долей уверенности считать, что автокефалия будет отвергнута на Востоке страны и в Крыму. Да и в центральной Украине наивно расчитывать на большое количество ее приверженцев. Что это значит? А то, что раскол, который есть сейчас, не просто не исчезнет, а значительно углубится. Те, кто не примет Томос, будут расцениваться как враги народа и государства. Более того, противников Томоса будут преследовать намного серьезнее, если хотя бы часть Церкви согласится с ним. То есть, проблемы не исчезнут — они умножатся.

А вообще желание любым способом обезопасить себя от проблем имеет мало общего с христианством. Христос говорил, что мы, христиане, будем гонимы: «В мире гонимы будете... Как Меня гнали — так и вас будут гнать». Ничего удивительного или нового в случае новых гонений не произойдет. Однако считать, что неприятие автокефалии провоцирует эти гонения — это не просто глупость, а ложь. Потому что точно так же можно было говорить о первых христианах: что нежелание приносить языческие жертвы провоцирует гонения. Христиане не провоцируют ничего, они терпят. Потому что знают: если вместо гонений ты выбираешь позор, то получишь и позор, и гонения.

История Церкви знает множество ситуаций, в которых христианам предлагался выбор. Выбор, в котором совсем не обязательно было публично отрекаться от Христа, достаточно было пойти на совсем небольшую, совсем незаметную сделку со своей христианской совестью. Мы молимся тем, кто сделал правильный выбор, мы знаем их как святых. Но наверняка были и те, кто сделал выбор другой. Их имена безвестны.

Один украинский священник сказал: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли члены ЕПЦ, но одно знаю: если я оставлю Православие и уйду в ЕПЦ, то несомненно погибну».

Нам для спасения достаточно одного — просто быть верным Богу и нашей Матери-Церкви. А нужно ли христианину искать чего-то еще?