Зачем нам лгут создатели «Поместной»

В теме украинского Томоса очень много слухов и домыслов. Но еще больше там — фейков, манипуляций и лжи от самих создателей проекта «Поместная». Но зачем же они лгут?

Тема предоставления Украине Томоса о церковной автокефалии уже несколько месяцев является едва ли не самой обсуждаемой. Президенту и его политтехнологам почти удалось убедить украинцев, что самая насущная для них сейчас необходимость в стране — это создание новой, невиданной доселе Церкви.

Об автокефалии говорят все, и говорят по-разному. Что вполне естественно: кто-то за, кто-то против, кому-то все равно. Однако, есть одна существенная деталь, которая в корне меняет тональность дискуссии и придает ей весьма важный оттенок — в тезисах создателей и апологетов проекта «Поместная» исключительно много фейков или, говоря простым языком, самой обыкновенной лжи. Но если к неуемным фантазиям многих украинских политиков про экономические и социальные успехи страны мы относимся с долей понимания, то манипуляции и ложь в вопросе создания православной Церкви — выше понимания не то что христианина, но даже самого закоренелого атеиста.

Если собрать все ложные утверждения и заявления сторонников автокефалии хотя бы за последний месяц, то впору уже не статью писать, а книгу. Чтобы не быть голословными, обратимся к конкретным примерам. И чтобы никого не обижать, будем слово «ложь» толерантно называть термином «фейк».

Фейк № 1: от МИД Украины

26 сентября на сайте Посольства Украины на Кипре появилось сообщение о том, что Кипрская Церковь «поддерживает автокефалию для Украины». Буквально украинские дипломаты заявили следующее: «Архиепископ Кипра Хризостом II выразил поддержку Украине и украинскому народу, особо подчеркнув право Украины как большого независимого государства иметь свою автокефальную Церковь».

Однако в тексте новости об этой встрече, который был опубликован на официальном сайте Кипрской Архиепископии слова архиепископа Хризостома имеют совершенно иное, прямо противоположное значение:

«Архиепископ Кипрский Хризостом выразил обеспокоенность последними событиями в украинской Церкви, пожелав, чтобы не произошло раскола, который навредит (ранит — авт.) единству всего Православия. Также архиепископ в разговоре подтвердил, что Кипрская Церковь станет мостом для урегулирования проблемного украинского вопроса, который возник».

Фейк № 2: от МИД Украины

Тоже, как ни странно, МИДовского происхождения. Так, 25 сентября на сайте пресс-службы Министерства Иностранных Дел Украины появилось сообщение о том, что Ватикан выступает в поддержку автокефалии. Вот цитата: «Святой Престол уважает решение украинского народа относительно создания Единой Поместной Церкви... Поддержка Святого Престола и четкая позиция относительно получения Томоса — важный шаг для усиления межрелигиозного диалога». Однако, уже на следующий день Апостольская Нунциатура в Украине опровергает это сообщение и четко заявляет, что «вопрос создания Единой Украинской Православной Поместной Церкви является внутренним вопросом Православной Церкви, относительно которого Святой Престол не давал и не намерен где-либо давать никакой оценки».

Фейк № 3: о позиции США

Украинские СМИ и политики вовсю тиражируют абсолютную поддержку автокефальным процессам в стране со стороны США. Например, на сайте Президента в отчете о встрече с послом Сэмом Браунбэком, бывшим сенатором США и губернатором Канзаса, а в настоящее время специальным представителем по вопросам международной религиозной свободы, сказано: «Президент Порошенко изложил меры, принятые для создания Украинской Автокефальной Православной Церкви. Глава государства поблагодарил американскую сторону (т.е. Браунбэка) за активную поддержку в этом процессе». Но это сообщение одностороннего порядка, потому что в нем нет ни слова самого Браунбэка.

Американский эксперт Джеймс Джордж Джатрас (замдиректора Американского Института в Украине) в аналитическом исследовании для СПЖ пишет о своих выводах по данной теме: «После тщательного анализа его с Порошенко беседы я пришел к выводу, что Браунбэк ничего не сказал о приписанных ему в заявлении Порошенко словах о „праве на Украинскую Автокефальную Православную Церковь“».

Сложно однозначно сказать, где правда, а где нет, но совершенно очевидно: в этом вопросе все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Почему? Потому что заявления разных украинских ведомств и американских политиков очень часто если не противоречат друг другу, то, как минимум, допускают несколько вариантов трактовок.

Например, представительница Госдепа Хизер Нойрет говорит, что «Соединенные Штаты уважают возможность православных религиозных лидеров и верующих Украины следовать путем автокефалии в соответствии с их убеждениями».

Просим заметить, что речь идет именно о религиозных лидерах и верующих Украины, а не о политиках. Но те религиозные лидеры и верующие, которые избрали путь автокефалии, уже давно ее имеют (пусть и самопровозглашенную). Никто этого права у них не отнимал и отнимать не собирается. В свою очередь, современный автокефальный зуд ничего общего с «религиозными убеждениями» не имеет, а является чисто политической идеей. Но представители Госдепа этого факта как будто не замечают. Точно так же, как не замечают миллионов верующих, которые именно в соответствии с «религиозными убеждениями» этой самой автокефалии не хотят.

Тем более, что буквально в следующем абзаце госпожа Нойрет пишет, что Штаты «решительно поддерживают свободу вероисповедания, в том числе свободу членов групп управлять своей религией в соответствии с их убеждениями и свободно исповедовать свою веру без вмешательства правительства». О каком правительстве и о каких верующих идет речь? Ведь все знают, что именно украинское правительство инициировало процесс получения Томоса, и именно для украинского правительства этот вопрос наиболее приоритетный с точки зрения политики. Точно так же, как верующие УПЦ только того и хотят, чтобы их оставили в покое и позволили «управлять своей религией в соответствии с их убеждениями и без вмешательства правительства». Но, похоже, что Госдеп делит верующих в Украине на «правильных» и «неправильных», а правительства вообще не замечает.

Конечно, можно сказать, что все, написанное выше, звучало из уст политиков, а для них правда — не самая выгодная союзница. Однако, в вопросе украинской автокефалии к помощи неправды прибегают не только светские политики, но и церковные деятели. Поэтому:

Фейк № 4: от иерарха Фанара

Да-да. То, что еще совсем недавно выглядело совершенно немыслимым и абсурдным, сегодня стало реальностью. Оказывается, представители епископата первой по чести Православной Церкви могут говорить неправду.

Так, иерарх Константинопольского Патриархата архиепископ Иов (Геча) заявил, что УПЦ не имеет права «выгонять» экзархов Константинополя из Украины, поскольку «в межцерковных отношениях УПЦ МП не является самостоятельной единицей в ведении диалога, не ведет переписку, в которой участвует исключительно РПЦ». Говоря простым светским языком, владыка Иов заявил, что УПЦ в Украине — «никто и звать ее никак», потому надо бы ей сидеть тихо да помалкивать.

Но его слова опроверг глава ОВЦС УПЦ митрополит Луганский Митрофан: «Это неправда, — подчеркнул митрополит Митрофан, — потому что мы ведем прямую переписку с Константинопольским Патриархатом, доказательством чего есть множество взаимных писем, которые сейчас лежат в архивах как у нас Киеве, так и в Константинополе. И владыка Иов не может этого не знать, поэтому мне странно слышать такие его утверждения».

То есть до начала экспансии Фанара в Украину руководство Константинополя вполне успешно общалось с предстоятелем и епископатом УПЦ и не считало, что «УПЦ не является самостоятельной единицей в ведении диалога», но новые планы Вселенского Престола на церковную Украину существенно ослабили его память.

Фейк № 5: от иерарха Фанара

Тот же архиепископ Иов (Геча) рассказал, что 10 лет назад, а именно в 2008 году, Константинопольский Патриарх приезжал в Киев якобы без приглашения УПЦ, и это не вызвало тогда никакого сопротивления со стороны нашей Церкви. И опять же его слова опроверг митрополит Митрофан, который заметил:

«Это тоже неправда. Приглашение от нашей Церкви тогда было. Позволю себе напомнить слова из комментария на эту тему тогдашнего председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ архимандрита Кирилла (Говоруна), который рассказывал, что „Вселенский Патриарх Варфоломей приезжает в Украину по двойному приглашению: от Церкви и государства. При этом церковное приглашение для него имеет основной приоритет, поскольку он мог бы приехать в Украину и без приглашения со стороны Президента, но без церковного приглашения такой приезд был бы невозможен“. Жаль, что сегодня Константинопольский Патриархат ведет себя совершенно по-другому».

Фейк № 6: от иерарха Фанара

И снова от архиепископа Иова. Напомним, что в 2016 году он уже приезжал в Киев и встречался с Блаженнейшим Онуфрием. Тогда владыка Иов заявлял, что свой визит согласовывал с канонической Церковью, то есть с УПЦ. Очевидно, два года назад в Константинополе еще считали УПЦ «самостоятельной единицей в ведении диалога». В интервью изданию «Правлайф» владыка Иов заверил, что Константинопольский Патриархат не будет создавать параллельную юрисдикцию в Украине, «потому что такое неканоническое положение только усугубит проблему».

Но, судя по тому, как развиваются события сегодня, становится совершенно очевидным, что в случае предоставления Томоса речь идет именно о создании еще одной Церкви в Украине, правда, уже под протекторатом Фанара. Так, в интервью каналу «Прямой» начальник департамента Минкульта по делам религий Андрей Юраш заявил, что «в Украине будет две параллельные структуры, которые будут называться православными... Будут две благодатные структуры, две канонические Церкви, которые будут бороться за влияние».

И, похоже, его слова имеют серьезные основания, потому что, как сообщает издание «Коммерсантъ», представитель Константинопольского Патриархата рассказал, что «украинские иерархи напрасно считают, что Томос будет выдан одной из существующих здесь Церквей. Это будет новая структура: иерархи первично будут определены Константинопольским патриархом, а прихожане украинских Церквей, а также священнослужители будут иметь возможность влиться в Украинскую Православную Церковь в единении с Константинопольским патриархатом».

То есть, учитывая тот факт, что УПЦ никуда не исчезнет (даже если ее заставят поменять название), Фанар сейчас занимается как раз тем, чего два года назад обещал не делать, а именно — созданием параллельной церковной юрисдикции. И это несмотря на совершенно справедливые слова архиепископа Иова (образца 2016 года) о том, что «такое неканоническое положение только усугубит проблему».

Фейк № 7: от иерарха Фанара

На Синаксисе Фанара в начале сентября с обоснованием экспансии в Украину выступал Патриарх Варфоломей, а также специально подготовленные епископы. Речь главы Константинопольской Церкви по своей насыщенности экстравагантными тезисами заслуживает не то что статьи, а отдельной диссертации, потому даже не будем ее касаться. А вот спич епископа Христупольского Макария, который зачитал доклад об истории Киевской митрополии, заслуживает упоминания.

Аргументируя необходимость вмешательства Фанара в дела украинской Церкви, владыка Макарий поведал собравшимся иерархам о жестоких гонениях, которым подвергаются в Русской Церкви несчастные украинцы. И проиллюстрировал это конкретным примером горячего украинофила Филарета (в его бытность каноническим митрополитом Киевским и предстоятелем УПЦ), которого, по словам Макария, не избрали в 1990 году Патриархом Русской Церкви, исключительно потому что... Филарет был по национальности украинцем.

Нужно ли говорить, насколько смехотворным выглядит такой «аргумент», если вспомнить, что Филарет на тех патриарших выборах стал лишь третьим, набрав скромные 66 голосов. А опередили его украинец митрополит Ростовский и Черкасский Владимир (Сабодан) — 107 голосов, и эстонец с немецкими корнями, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, который и стал в итоге Патриархом.

Вот уж воистину невыносимые зверства русских националистов в РПЦ, которые так очевидно ущемляли другие национальности и в первую очередь — украинцев. Как же тут «Матери-Церкви» не вмешаться?

Подобные фейки выглядят комично, но не настолько существенно. А вот следующий пример совсем не так безобиден и может иметь самые трагические последствия.

Фейк № 8: от экзарха Фанара

На встрече с Петром Порошенко один из присланных в Украину Фанаром экзархов архиепископ Даниил (Зелинский) заявил, что они «приехали не для того, чтобы еще больше разделить украинское Православие, а наоборот — сделать шаги для его объединения».

 


Прекрасные возвышенные слова от иерарха Фанара! Однако, насколько они связаны с реальностью?

Давайте вспомним объективные факты:

1. Экзархи прибыли в Украину вопреки воле единственной канонической Церкви — УПЦ.
2. Священный Синод назвал назначение Константинополем экзархов в Киев грубым вмешательством во внутренние дела УПЦ и нарушением ее канонической территории (журнал Синода № 17 от 25 сентября 2018 года).
3. Согласно решению этого же Синода УПЦ, экзархи должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви.
4. Синод УПЦ считает, что деятельность экзархов неканонична и нарушает межконфессиональный мир.

И заявление иерархов УПЦ не голословно. По факту мы находимся в ситуации, в которой даже при самых фантастических раскладах Фанар никак не может объединить все украинское Православие. Даже если радикалы с полицией будут дубинками загонять верующих УПЦ в новую структуру Константинополя, все равно ВСЕХ загнать (ой простите, объединить) не удастся. Абсолютно любые сценарии развития событий при вмешательстве Фанара, приводят к одному финалу — еще одному, глобальному расколу украинского Православия. И не видеть этого невозможно. Впрочем, Порошенко уже и сам это признает, делая заявления о грядущем переименовании УПЦ (тех, кто не пойдет в ЕПЦ) в Российскую Церковь в Украине.

Потому заявление архиепископа Даниила о том, что он приехал не разделять, а объединять — это не ошибка, не заблуждение, а самая настоящая и циничная ложь. И как бы резко не звучали такие слова по отношению к иерарху Константинопольского Патриархтата, приходится с прискорбием констатировать, что они отвечают действительности.

Конечно, создание в Украине подконтрольной Фанару церковной структуры — большой плюс для Константинопольского патриархата, в плане утверждения его геополитических «папистских» амбиций в мировом Православии. Но разве правильно делать это такими методами? Мы, украинцы, тут причем? Зачем же и в Церкви сталкивать нас лбами?

В Святом Писании слово «правда» встречается более 60 раз. Церковь Христова — это то место, где мы учимся Правде Божией как высшей нравственной истине. Но как можно строить какую-то новую церковную структуру, если уже сам процесс строительства связан с очевидным попранием правды человеческой, если эти самые строители грязным сапогом наступают даже на свою христианскую совесть?

Самая важная функция Церкви — это спасение человеческой души, а тут лгать нельзя. Потому что Христос сказал, что «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осужден будешь» и «по плодам вашим узнают вас». Какие плоды ждут нас в проекте «Поместная» мы не знаем, но едва ли семена лжи дадут тот духовный урожай, который мы хотим.