С одной стороны, выпас коров — занятие даже в чем-то увлекательное, потому что постоянно находишься в движении. С другой стороны, весьма нудное. Особенно, если пастух пасет в одиночку без напарника.
Начало читайте здесь
Мы с мужем подсчитали, сколько километров прошли с чередой за день. Получилось, что около тридцати. Основная сложность — это моральное напряжение, поскольку отвечаешь лично за каждую голову. И если что-то случится с коровой, то пастух будет выплачивать хозяевам. К слову, несколько лет назад пастух из нашего села проглядел чужую корову, и она утонула в болоте. Ему пришлось несколько месяцев работать бесплатно, чтобы расплатиться за скотину. А поскольку я пасла впервые в жизни, то переживала за чужих коров еще больше. Хоть и успокаивал меня муж, что, мол, коровы редко отбиваются от стада, я все равно нервничала.
Бывает, кстати, так, что корова может отелиться прямо на пастбище. Тогда ее лучше не трогать вообще, а как-то сообщить хозяевам. Главное — следить, чтобы другие коровы не лезли к ней. Иначе будет драка. Тельная корова сразу становится неадекватной и к себе, кроме хозяина, никого не подпустит. А другие коровы в этот момент пытаются затоптать новорожденного теленка.
В нашем случае произошел только один форс-мажор. Уже под вечер из-за лесочка неожиданно появилась череда с Бугаевки. Это хутор, примыкающий к селу. Бугаевскую череду пасла одна женщина. То ли она не справлялась со стадом, то ли просто неопытная, но по непонятным причинам погнала свою череду прямо наперерез нашей. Если две разных череды перемешаются, во-первых, начнется очень жестокая бойня между коровами, во-вторых, разделить взбесившихся коров смогут только хозяева, а в-третьих, будет большой скандал. В нашем селе год назад смешались две череды — с улицы Центральная и с хутора Бондаровка. Пастухам, конечно, заплатили за день работы, но был серьезный скандал. Когда мы увидели, что бугаевская пастушка не справляется со своим стадом и до нас остается метров триста, то стали срочно перегонять наших коров на другое место. Муж отправил меня в конец череды, а сам пошел слева — со стороны угрозы. Хорошо помог нам Рекс, дворняга родичей мужа.
Ему даже команды давать не надо было. Рекс метался между мной и мужем, покусывая коров за хвосты. Таким образом он подгонял их в стадо.
Достаточно было махнуть рукой влево или вправо, сказав: «Рекс, влево. Рекс, вправо», и он уже мчался к отбившейся корове. Единственный нюанс — собака не знает запрещающих команд и понимает только матерный язык. Увы, недоработка родичей Андрея.
Хозяева коров обычно ругаются, когда видят, что собака хватает их кормилиц за хвосты, поэтому по селу Рекса я вела на поводке. Отпустили мы его уже за селом. А бывают собаки, которые хватают коров за морды. Когда я обучала своего кавказца Шамана на козах, то он их прихватывал за зад.
Не кусал, а обозначал зубами свое намерение подогнать коз. Что такое гуртовать коз, Шаман понял сам и держал их все время в круге, не давая разбредаться.
Кстати, перегон коров сопровождается отборным матом. Так исторически сложилось. Муж объяснил, что вежливость коровы не понимают.
Наиболее активно коровы пасутся утром и вечером. Вечером выгнать их с пастбища достаточно сложно. Но и тут нам помог Рекс. Мы решили подгонять коров уже к селу и медленно возвращаться домой. Андрей пошел в начало череды, а меня попросил обойти ее конец, чтобы посмотреть все ли коровы на месте. Я увидела, что четыре коровы застряли в лесочке, объедая листья с деревьев. Я махнула рукой влево и скомандовала: «Рекс, влево». Собака тут же загнала буренок в стадо, заставив так двинуться вперед всю череду.
Зато днем коровы часто отдыхают. Примерно 90% стада просто ложится прямо на пастбище. Ложиться так они могут до пяти-шести раз за день.
Никакого научного объяснения этому явлению не существует. Видимо, они так отдыхают. У нас скот за день ложился только дважды, пока первой не поднималась корова-лидер. Если она пошла, то за ней движется все стадо. Необходимо только, чтобы эта бандерша шла в нужную сторону.
И снова нам на помощь приходил Рекс, загоняя корову в череду. Кстати, на селе пастушьей работе дворняг никто не обучает. Просто берут молодую неопытную собаку в пару к более опытной, и за два-три дня собака понимает, что от нее требуется. Мы пожалели, что не взяли с собой нашу дворнягу, которую завели вместо кавказской овчарки Шамана.
А потерявшуюся телку, которая отказалась переходить через канал утром, мы подобрали на обратном пути вечером. Она так и паслась на том месте, где мы ее оставили. Андрей дважды переходил за ней вброд канал, но так и не смог перегнать к общему стаду. Впрочем, как только она присоединилась к череде и поплелась сзади, мы позволили Рексу на ней отыграться. Примечательно, но это сработало. Собака загнала эту корову в середину стада, и больше та не отбивалась.
Череду мы пригнали в село примерно к 19.00. Я так устала за день, что в селе даже не замечала, какая корова зашла в свой двор. Это контролировал муж. Возле дома родичей я оставила череду на мужа. Причем я даже не обратила внимания, вернулась ли корова Гриши с Наташей.
А она, оказывается, обходит двор с другой стороны уже годами.
Мы переночевали у родичей, поскольку не было физических сил ехать домой. А весь следующий день пролежали в кровати — даже кушать не хотелось. И впоследствии промучились еще несколько дней оба с больным горлом, поскольку в тот день было очень ветрено.
Если мужу снова предложат пасти коров, я тоже присоединюсь. Есть что-то необычное в этом процессе. И есть некое единение с природой: никаких гаджетов, кроме телефона, никакого Интернета и телевизора — только небо, поле, ветер и коровы. И мы с мужем вдвоем в чистом поле.