Кому на самом деле мы благодарны за Крещение Руси-Украины?

Этот вопрос до сих пор вызывает дискуссии в обществе.

На сегодняшний день в Украине еще нет полного единства в отношении того, кого считать «благодетелями» в роли Крещения нашей земли.

Не так давно столичное издание «Сегодня» опубликовало материал, посвященный вопросу историческому и религиозному — относительно того, как мы должны благодарить греков за то, что 1030 лет назад Русь-Украину крестил святой равноапостольный князь Владимир Великий. Якобы, византийцы нам дали возможность приобрести веру. Но так ли это на самом деле? Их ли это заслуга?

Действительно, нельзя не признать, что в X веке Византийская империя была в расцвете, и набиравшая силу Русь не могла сравниться с ней в могуществе. Однако уже довольно скоро подъем сменился спадом, и наша держава стала в чем-то доминировать. В итоге, Киев даже превзошел Константинополь в своем развитии.

Понятное дело, что в интересах Византии было «накладывание руки» на Русь — не прямое порабощение, но приобретение некоего ореола благодетельства. Крестить целое государство, которое стремительно развивается — это ли не заслуга? Со стороны Империи крещение имело своей целью, прежде всего, покорение или, по крайней мере, умиротворение потенциального врага.

Принятие православия было выгодно и нашей стороне. Сразу после того, как Владимир-Креститель провел обряд, Русь-Украина стала полноценным участником больших торговых сделок — нам стали доверять, сотрудничать с нами стало интересно всем цивилизованным государствам.

Вместе с тем, Владимир Креститель делал все, чтобы не стать вассалом Византии, считают колумнисты издания FromUa. Так, путем женитьбы на принцессе Анне ему удалось избежать зависимости от византийских императоров и греческой церкви. Хоть Киевская митрополия и занимала место в самом конце константинопольского диптиха, святой князь с первых дней поддерживал относительно независимую от патриархии политику духовенства.

Именно благодаря дальновидности князя мы и не стали жалкими подражателями греков, и продолжили свой путь по пути исконно славянского православия, за который боролись Кирилл и Мефодий. Служба велась на церковнославянском языке, к Константинопольскому патриарху обращались только в редких случаях.

Стремление правителей Киева сделать город «вторым Иерусалимом», чтобы обойти равитую Византию, привело к строительству новых духовных и светских сооружений.

Чтобы получить автокефалию, Владимир и его сын Ярослав сблизились с Римо-Католической Церковью, принимая от нее некоторые ценные дары. Например, главу ученика апостола Петра Св. Климента Александрийского. После смерти митрополита-грека в 1051 г. князь Ярослав Мудрый без согласования с императором и константинопольским патриархом впервые поставил митрополита из местного рода — Иллариона. Вторично в 1147 г. без согласования с Константинополем рукоположили на митрополита философа и богослова Клима Смолятича. Собор епископов посвятил его мощами св. Климентия, что были в большом почете в Киеве.

Учитывая все это, разве можно согласиться с автором упомянутой статьи в том, что получать миро от Константинополя — это великое благо и милость, и что создание в Украине экзархата Вселенского патриархата — едва ли не лучше, чем автокефалия? Не за независимость ли от греков боролись наши предки? Если на то пойдет, уж лучше объединиться с УГКЦ, но спасти Киевскую традицию. Более того — с исторической точки зрения это греки должны быть благодарны нам за то, что мы вдохнули новую жизнь в их культуру.

Крещение Руси дало Византии стратегический тыл и могущественного союзника. Косвенно это событие привело к коллапсу языческих скандинавских норманнских и западнославянских народов. Помимо самой Руси для православия открылся путь к другим народам Восточной Европы, которые должны были христианизироваться под влиянием Киева

Кроме того, мы обогатили наследие империи демократическими ценностями. Важнейшим политическим принципом Византии была «высокоразвитая» государственность, построенная на идее абсолютной авторитарности. Киевская же традиция характеризовалась свободой, народовластием, интенсивным зарождением буржуазных отношений, культурной открытостью к западному миру.

Позже монголо-татары лишили население северо-восточной Руси связи со старо-киевской (украинской) традицией, и без ее благотворного влияния византизм переродился в деспотичное российское «евразийство». Поэтому со времен Петра І целью российской политики в отношении Украины стало стереть эту отличительную черту нашего народа и навязать рабское самосознание. Этому же служат и современные публикации о том, что Русь-Украина чем-то обязана другим народам.

Однако землю нашу благословил сам апостол Андрей. И потому не стоит нам кланяться ни Константинополю, ни Москве, а только Богу. К сожалению, похоже, сейчас только Его Святейшество Филарет понимает это.