Станислав Говорухин. Чтобы помнили

Даже сразу после смерти Говорухина на волне скорби и морализаторства мало кто из профессиональных скорбельщиков назвал Станислава Сергеевича великим режиссёром. Действительно, Говорухин никогда не занимался вечными вопросами и темами, что является неотъемлемым свойством претендента на величие. Наоборот, Говорухин всегда снимал фильмы лёгкие и, что называется, смотрибельные. Безо всякого эстетства и высокохудожественной нагрузки.

А на первых порах — ещё и безо всякой политики. То есть делал именно то, что от него ждал советский зритель, которому не хватало именно этого: приключений и лёгких детективов, не обременённых идеологической нагрузкой. Говорухин профессионально удовлетворял имеющийся спрос, став одним из главных отечественных детективщиков и одним из первых освоив жанр многосерийных телефильмов.

Вопреки расхожему мнению, большим другом Высоцкого Говорухин не был. Владимир Семёнович нуждался в Говорухине, поскольку кассовый режиссёр, находившийся всегда на хорошем счету у партийного руководства, давал ему возможность сниматься. Станислав Сергеевич нуждался в Высоцком, поскольку популярность того приводила зрителей в кинотеатры. Отношения были скорее рабочими. Что не мешало Говорухину упоминать Высоцкого чуть ли не в каждом интервью.

Нарочито аполитичный Говорухин изменился до неузнаваемости в Перестройку, когда всё население СССР буквально свихнулось на политике. Говорухин немедля снимает знаменитые «Так жить нельзя» и «Россию, которую мы потеряли». Два документальных фильма, вновь полностью рассчитанных на тогдашний массовый спрос. В моде было ругмя ругать советский строй и хвалить Россию дореволюционную. Это режиссёр и делал, совершенно не заботясь об объективности и исторической достоверности своих документалок.

К середине 90-х наевшаяся демократии Россия явно стала склоняться к патриотизму и консерватизму. И недавний функционер «Демократической партии России» Говорухин внезапно оказался доверенным лицом Зюганова на президентских выборах 1996-го года.

Надо ли говорить, что с приходом Путина, Говорухин очень быстро оказался верным путинцем?

Кстати, кино в этот период отошло в его жизни на второй план. Видимо, хорошо жить и хорошо зарабатывать было проще другими способами. Хотя, уделяя всё время политике и будучи депутатом российского парламента всех (!) созывов, Говорухин порой снимался. Правда, в таких фильмах, которые точно не могли заинтересовать актёра с художественной точки зрения. То же можно сказать и о его собственных немногочисленных фильмах, снятых в последние годы.

Зачем же он их снимал? Ответ на этот вопрос дал сам Говорухин в 2012-м году, будучи главой избирательного штаба Путина на очередных путинских выборах. Тогда Станислав Сергеевич выдал фразу, у которой есть шансы стать крылатой. Перечисляя заслуги президента, он среди прочего сказал, что благодарен Путину за то, что в стране теперь есть «нормальная цивилизованная коррупция».

Действительно, путинская вертикаль держится на том, что каждый ворует на своём месте согласно связям, чину и занося наверх необходимую долю. Существующий на государственные деньги кинопроцесс — не исключение. Видимо, этим и объясняется периодически проявлявшаяся творческая активность Говорухина. По крайней мере, решением художественных задач эту активность оправдать невозможно.

Но конечным этапом падения Говорухина, как бы, дном которое уже не пробить, стали слова, сказанные им в 2014-м году. «А Одесса... Я с брезгливостью отношусь к городу. К горожанам, которые позволили сделать с собой такое. В Одессе же миллион с лишним жителей! Трусливый народ — одесситы. Я их хорошо знаю...». Тогда испугавшаяся большой войны путинская Россия сменила риторику, и лозунг дня «да мы сейчас хохлов шапками закидаем» внезапно сменился лозунгом «нечего туда лезть, там одни недочеловеки живут». И чуткий Говорухин вновь почувствовал конъюнктуру.

Но всё это — забудется. В истории и в человеческой памяти не останется ничего от Говорухина. Кроме песен Высоцкого, написанных для его фильмов, и «Места встречи изменить нельзя». Снятого именно на Одесской киностудии.