В последнее время Украина раз за разом вляпывается в ксенофобские скандалы, связанные с дискриминацией национальных меньшинств. Один из них — ряд погромов цыганских поселений. 21 апреля в Киеве представители С14 сожгли лагерь цыган на Лысой горе, затем подожгли несколько домов на Русановке, где проживали ромы, а 9 мая «неизвестные в масках» уничтожили цыганский табор под Львовом.
«Реакция соцсетей», которая у наших СМИ служит индикатором общественных настроений, не заставила себя долго ждать.
Сложились две точки главные точки зрения. Одни видят в погромах ромских поселений проявление лопнувшего терпения народа, замученного цыганским криминалом, другие — дискриминацию беззащитных людей и растущей ксенофобии в обществе.
Как говорится в одном из еврейских анекдотов — и ты прав, и ты прав.
Позиция первых отнюдь не безосновательна. Хотя статистики преступности в разрезе национальностей не существует, регулярные сообщения СМИ и полиции свидетельствуют о том, что цыганские сообщества зачастую становятся опасным криминогенным источником. Речь идет о кражах, мошенничестве, торговле наркотиками и т.д. Насколько масштабна преступная деятельность в среде ромов — сказать нельзя. Но и отмахнуться сложно. Даже самым ярым приверженцам толерантности.
Мнение вторых тоже понятно. Не видеть постоянных скандалов, связанных с проявлениями ксенофобии уже просто невозможно. И списывать все на внешние провокации тоже уже не получится, потому что в этих скандалах фигурируют чисто доморощенные элементы.
Активность праворадикальных организаций неуклонно растет. Как правило, они мимикрируют под социально полезные группы и имеют представительства во многих крупных городах Украины. В их фейсбучных пабликах можно увидеть отчеты о «бурной деятельности» — борьбе с коррумпированными чиновниками, игровым бизнесом, безответственными родителями, и т.д.
Народу это может импонировать. Мол, ай, какие молодцы, настоящие патриоты-«робингуды»! При этом люди не замечают, что это все лишь игра в наперстки, где хитрый мошенник отвлекает внимание зрителей, чтобы спрятать истинные свои действия и намерения.
Большинство вещей, которыми занимаются эти «патриоты» достаточно бесполезны. Все эти облавы на гей-клубы, подпольные казино, ловля бытовых сепаратистов и т.д. Но, заметьте, в качестве объектов своей активности радикалы выбирают социальные группы, против которых легко настроить общественное мнение и поймать на эмоции, — ЛГБТ-активисты, верующие Московского патриархата, те же цыгане.
Возникает подозрение, а может это все и делается для того, чтобы «развести» народ и дать ему «зрелища» вместо хлеба? Гладиаторские бои вместо реального решения социальных проблем.
Вспоминается диалог из знаменитого фильма «Гладиатор», в котором нелюбимый народом император думает, как бы ему заставить людей «полюбить» себя. «Что такое слава Рима? Это зрелище! Я дам им зрелище, и они меня полюбят». И вот народ уже верещит от возбуждения, наблюдая за схватками, кровищей и отрубанными конечностями. Цель достигнута.
Отдельно стоит обратить внимание на опасный тезис, которые выдвигают все эти С14, «Немезиды» и т.д. Мол, ЕСЛИ ВЛАСТИ ЧЕМ-ТО НЕ ЗАНИМАЮТСЯ, ЭТИМ ЗАЙМЕМСЯ МЫ!
Это откровенное посягательство на монополию государства в применении силы. Ведь никто эти организации никакими полномочиями не наделял. В любом государстве такую наглость пресекли бы самым жестоким образом. Но у нас они почему-то спокойно продолжают ходить по улицам как ни в чем не бывало. Даже после громких заявлений министра внутренних дел о недопустимости дискриминации... бла-бла-бла.
Опять-таки возникает вопрос: а может так и задумано? Слишком уж подозрительна безнаказанность этих «робингудов».
Есть еще одна версия произошедшего под Львовом. Это могут банальные разборки за доход от наркоторговли. Одни ОПГ вытесняют другие. Если употреблять лексикон тех же С14 — «кошмарят врагов» за отдельную плату.
В любом случае, проблему с интеграцией ромов в общество нужно решать. Хотя эта задача не из легких. Решить ее не удалось ни российской империи, ни советской власти. Однако другого выхода просто нет, если мы претендуем на статус цивилизованного общества.
Логично, чтобы к решению этой проблемы подключились социальные службы и местные органы самоуправления. Однако после «разгрома» соцслужб в 2014 году, когда были уволены 12 тысяч соцработников, эти ведомства переживают настоящий кризис. Соцслужбы и раньше не очень хорошо себя чувствовали, и в плане кадров, и в плане финансирования, а сейчас они представляют просто жалкое зрелище.
Децентрализация только ухудшила ситуацию с кадровой политикой и социальной работой. Если раньше госадминистрации хоть как-то контролировали деятельность органов местного самоуправления, то сейчас громады делают все, что им вздумается.
Социальные службы зачастую ограничиваются социально-педагогической работой. То есть попросту говоря «болтологией». Реальных рычагов для улучшения условий жизни кризисных семей у них мало. Одесский журналист Юрий Ткачев предлагает действовать радикально, отбирая у цыган детей. Однако украинская система работает таким образом, что этих же детей потом передают их родственникам, к примеру бабушкам. Поскольку почти все интернаты, как рудимент «совка», успешно были ликвидированы или реорганизованы, детей можно устроить исключительно в семейные формы воспитания. В первую очередь — к родственникам (в нашем случае к тем же цыганским бабушкам). И эти родственники получают на детей значительные выплаты. Получается порочный круг. Разорвать его, на наш взгляд, может только масштабная государственная программа по интеграции и социализации ромов.
Одно в этой истории очевидно — растущая беспомощность и слабость государства, а также правоохранительных органов, их неспособность или нежелание решать реальные социальные проблемы. Хотелось бы ошибаться, но все указывает именно на это.