«Автокефалия», «единая поместная церковь», «томос» — с частотой пулеметной очереди застрочили СМИ малопонятными обывателю словами. После визита в Турцию Порошенко привез «сенсационную» новость о согласии патриарха Варфоломея предоставить независимость «Православной Церкви в Украине». И, судя по всему, это будет главной фишкой предвыборной кампании Петра Алексеевича.
Хочется спросить: неужели в стране нет других проблем, решение которых для украинцев важнее? Растущие тарифы на коммуналку, «кусачие» цены на продукты и мизерные зарплаты подчеркивают неуместность спекуляций на религиозном идеализме.
О том, что для населения тема «единой поместной церкви» не является приоритетной свидетельствует и социологические опросы. Большинство украинцев попросту равнодушно относятся к этому вопросу. Это подтверждает исследование, проведенное в конце 2016 года компанией «Ukrainian Sociology Service».
Так, 45% среди опрошенных не определились с отношением к этой «проблеме», 36% посчитали, что государство не должно вмешиваться в решение этого вопроса, а остальные заявили о том, что ЕПЦ в Украине не нужна, поскольку будет ограничивать право верующих на свободу вероисповедания.
Абсурдной инициатива Порошенко представляется и с точки зрения тех самых «европейских ценностей», о которых он все время говорит. Сложно представить, чтобы в какой-либо развитой европейской стране власти додумались объединять разные конфессии в одну с целью укрепления государственности.
Поликонфессиональность и плюрализм давно стали нормой цивилизованного мира, и вмешиваться в дела религиозных организаций считается там, как минимум, дурным тоном. В частности, потому, что такое вмешательство не только не укрепляет государственность, а, наоборот, реанимирует призрак религиозных войн. А Европа очень хорошо знает, что это такое и насколько разрушительны межконфессиональные конфликты.
Не знаю, кто посоветовал президенту использовать церковную тему в предвыборной кампании, но это явно проигрышный ход. Политики ошибочно думают, что на Церковь можно перенести светские понятия и логику. Однако такой подход является причиной частого недопонимания того, что движет церковными деятелями.
Да, в церкви тоже есть своя борьба за власть и «шкурные интересы», но есть вещи, за рамки которых она не может выйти. Правила церкви — каноны — это то, что не может быть проигнорировано церковниками с той же легкостью, с какой политические деятели обходят закон. Украинские власти думают, что если они ни во что не ставят конституцию, то и церковь может наплевать на тысячелетние нормы и традиции. Но там такой подход не работает.
Именно поэтому патриарх Варфоломей не сможет единолично предоставить церковную независимость какой-либо церковной структуре. Для этого требуется согласие всех существующих православных церквей и обращение церкви-матери, то есть РПЦ. Да, Константинополь называет себя церковью-матерью для украинских православных, однако это верно исключительно в историческом смысле, но не в каноническом. Нравится это нам, или нет.
Кроме того, а кому давать автокефалию?
Абсолютно нелепым выглядит предложение осчастливить несуществующую в Украине религиозную организацию под названием «Православная Церковь в Украине». Есть Киевский патриархат, УАПЦ, УПЦ МП, но «Православной Церкви в Украине» — такой религиозной организации не существует.
Поэтому изначально задача для Варфоломея поставлена невыполнимая. Это только в сказке улыбка «чеширского кота» может существовать отдельно от самого кота. Развивая аналогию, — в реальности сначала должно произойти объединение православных конфессий и только потом получение автокефалии, а не наоборот. Помня об эпическом провале переговоров УАПЦ и УПЦ КП об объединении, можно с уверенностью сказать, что такая единая церковь — дело далекого будущего.
Естественно, после того, как к нему приезжали по очереди Парубий, Гройсман и Порошенко, Варфоломей не мог открыто им отказать. С присущей ему византийской хитростью он дал обтекаемый ответ. Мол, подумаем, обсудим с другими «сестринскими церквями». Для Порошенко этого оказалось более чем достаточно, чтобы протрубить о своей «победе», а для Варфоломея — чтобы не «получить по шапке» от своих собратьев по вере.
Ставка на религиозные чувства — демонстрация того, что власти больше нечего предложить людям. Когда Маркс писал, что религия — это «опиум народа», он имел ввиду то, что она дает народным массам чувство иллюзорного ухода от проблем и возможность забыться, а властям — возможность бесконечной эксплуатации. Похоже именно с таким расчетом действует и Порошенко.
Отвлечь народ от социальных проблем, дать ему «опиумный» леденец — стратегия не новая. И власть следуют ей с завидной последовательностью. В течение нескольких лет президент заигрывает то с одной конфессией, то с другой. Протестантам — празднование 500-летия Реформации, греко-католикам — открытие памятника униатскому митрополиту Андрею Шептицкому, православным из Киевского патриархата — всевозможные преференции и льготы.
УПЦ МП, судя по всему, досталась роль врага и объекта для «праведного гнева». Тоже технология для перенаправления внимания. А то, вдруг кто-то вспомнит, что некоторые государственные чиновники успешно торгуют с Россией и даже инвестируют туда немалые средства...