На прошлой неделе беглый нардеп Александр Онищенко опять оказался в центре внимания прессы. В эфире программы «Украинский формат» на телеканале NewsOne он обнародовал часть записи разговора якобы с президентом Украины Петром Порошенко. Причем самое интересное, что, по словам Онищенко, это далеко не все и у него есть что еще опубликовать.
На записи слышно, что диалог идет на русском языке, а голос, очень похожий на президентский, обсуждает с Онищенко договоренности с экс-министром экологии Николаем Злочевским по закрытию уголовных дел против него и бизнеса.
По словам беглого депутата, он решил опубликовать записи именно сейчас в связи с презентацией своей книги. Плюс — до выборов осталось 9 месяцев, и Онищенко обещает публиковать другие материалы и в дальнейшем, заявив, что это были ягодки, дальше будет еще интереснее.
В администрации президента Украины пока никак не комментируют эту запись.
Чем же закончится опубликование очередных записей? Будет ли эта история иметь продолжение в виде возбуждения уголовного дела или все опять спустят на тормозах? Об этом "Фраза" спросила у людей, которые не верят в то, что компромат может появиться в прессе случайно, и умеют просчитывать последствия политических решений на несколько ходов вперед.
Пленки Онищенко — это свидетельские показания. В отличие от того же Мельниченко Онищенко хорошо подготовлен и документально, и юридически. Он фактически уже дал публичные свидетельские показания. Если он уже заявил о готовности передать носители, чтобы провести экспертизу и доказать аутентичность записи, значит, начат следственный процесс.
В отличие от Мельниченко Онищенко сейчас поступает абсолютно последовательно. Сейчас у Генеральной прокуратуры, да и всей судебной системы, нет иного выхода, кроме как отреагировать на опубликование этих пленок.
Проблема лишь в том, что звучат обвинения в адрес главы государства. А здесь, как мы все понимаем, любые следственные действия возможны только в рамках процедуры полного импичмента. Учитывая, что Порошенко на протяжении вот уже четырех лет говорит о том, что в Украине демократические институты только развиваются, то, как президент, он обязан форсировать законодательное оформление процедуры импичмента.
С точки зрения правовых и политических последствий, процедура импичмента неизбежна. Более того, рано или поздно она будет востребована и нашими международными партнерами. Другое дело, что в Украине власть будет блокировать следственные процессы. Например, могут дать депутатам команду не обсуждать эти вопросы в парламенте, могут преследовать тех, кто выступает за начало процедуры импичмента. Это все может закончиться сложнейшей дипломатической ситуацией.
Если будет блокироваться или игнорироваться процедура импичмента, то ответным ходом будет усиление давления со стороны Запада. Но самое опасное для Украины — то, что на все это начнет реагировать общество, медиа, общественные организации, т. е. (в широком смысле этого слова) народ. Почва для признания Порошенко главным коррупционером уже давно сформирована. Готовность людей к смене власти, недовольство нынешней властью огромны. Уровень доверия критически низок.
Почва для досрочных президентских выборов уже в этом году более чем серьезна.
Обнародование этих пленок сейчас вызывает слишком много ожиданий, но по факту совсем не много результата. Кроме того, источник пленок, то есть сам Онищенко, не является той персоной, которая может вызывать полное доверие. Напомню, что в отношении Онищенко открыты уголовные дела. К нему есть претензии у НАБУ. Есть информация о том, что Онищенко вел переговоры с российскими спецслужбами и передавал туда информацию.
Кроме того, есть информация о существовании записей разговоров Онищенко с российским агентом в Израиле. Да и сам Онищенко, когда был депутатом,не вызывал особого доверия ни как политик, ни как человек. Он не является человеком, который может делать какие-то заявления и обнародовать достоверную информацию.
Все эти пленки нужно делить на 10. Если бы источником был не Онищенко, а кто-то другой, то, возможно, это все имело бы какую-то перспективу, а так это все напоминает политический заказ. В раскрутку этих пленок активно включился Коломойский. Я думаю, что у большинства есть секреты, которые вызывают большее доверие, чем пленки Онищенко.
То, что было опубликовано Онищенко, — это серьезное доказательство коррупции украинского президента. И НАБУ, а также прокуратура просто обязаны открыть уголовные производства по этому факту. Однако сейчас начнется активное замалчивание этого процесса Банковой и предпримется попытка переключить внимание от самого факта опубликования пленок Онищенко. Мы уже сейчас видим заявления о единой поместной церкви. Мы видим попытки собирать в парламенте какие-то голоса. Но нужно понимать, что все это делается с одной-единственной целью — отвлечь внимание, причем делается достаточно неумело, поскольку можно было бы предпринять более действенные меры для минимизации этого кризиса.
Однако, мы видим более чем существенные доказательства того, что украинский президент действительно является коррумпированным. И это не какие-то эфемерные обвинения в эфемерной коррупции, а конкретные заявления о конкретных суммах. Этому должно быть продолжение.
Опубликование таких пленок железно будет иметь последствия. Развитие сюжета здесь просто неизбежно, хотя бы потому, что этой историей должно заняться Федеральное бюро расследований.
Если за основу берется правдивая история, это должно иметь продолжение. Главное, чтобы эту историю можно было подтвердить. Если говорить о том, станет ли кто-либо копать против действующего президента, то нужно признать, что против него уже активно копают. Опять-таки не забывайте, что тут работают политтехнологи, которые правильно подогревают общество. Здесь чувствуется американский профессионализм. Работа действительно хорошая. Последствия для Порошенко, конечно, могут быть самые разные, но уж точно не переизбрание на второй срок.
***
Чем закончится обнародование очередного громкого компромата, покажет время. Вопрос не в том, будет ли в суде доказана вина действующего президента, и даже не в том, будет ли ему объявлен импичмент. Вопрос в том, будет ли когда-нибудь в Украине президент, которому народ сможет доверять.